4.1.1. Границы подросткового возраста

Пубертатный период

Термином «пубертатный» (от лат. pubeitatis —

«половая зрелость») обозначают период завершения полового созревания и формирования зрелой (репродуктивно-активной) генитальной организации и способности к зачатию ребенка. У девушек этот период обычно начинается раньше и длится от 12 до 16 лет, у юношей — от 14 до 18 лет.

Пубертатному периоду предшествует появление вторичных половых признаков, как внешних, гак и внутренних (набухание груди и сосков и начало первых менструаций — у девочек; появление признаков роста усов и бороды, а также регулярных эрекций, ночных поллюций и живых сперматозоидов в эякуляте — у мальчиков).

Сексуальное влечение, которое до того было преимущественно аутоэротичным, переносится на внешние сексуальные объекты и проявляется в чувстве влюбленности. Отдельные влечения и отдельные («частные») эрогенные зоны начинают подчиняться генитальной зоне, а характерное для латентного периода равновесие между структурами психики (Я и Оно) становится неустойчивым, что наиболее ярко проявляется в эмоциональной лабильности подростков. Генитальная зона как бы вновь обретается за счет ее нагруженное™ либидо, в результате детские сексуальные порывы постепенно трансформируются в подростковую и зрелую сексуальную активность, которая порождает ряд новых, неизвестных ранее подростку физиологических и психологических ощущений и поведенческих феноменов. Все это вызывает определенное напряжение и потребность адаптации формирующейся личности к резкому усилению сексуального влечения, что в отдельных случаях может приводить к психическим и эмоциональным срывам. Одновременно с увеличением свободы от родительского надзора возрастает и ответственность за себя, свои порывы и действия.

И у мальчиков, и у девочек проявляется ряд характерных для этой фазы развития психологических защит, преимущественно регрессивных (т.е. типичных для более раннего возраста). Это может проявляться в частичном возврате к детским формам поведения: страхам, капризам, демонстрации зависимости от родителей и т.д. На начальном этапе пубертата мальчики, немного отстающие в развитии от своих сверстниц, нередко демонстративно отстраняются от девочек, которые, наоборот, начинают демонстрировать повышенное внимание к вопросам пола и формируют достаточно сильные эмоциональные (романтические) фантазии и привязанности. Объектом таких привязанностей в этот период, как правило, являются мальчики старшего возраста, а также известные актеры, музыканты, певцы.

Потребность в объектной любви и ослабление связей с родительскими фигурами нередко провоцируют чувство одиночества, изоляции и тревоги. Снижается родительский авторитет и значимость ценностей родительской семьи. В ряде случаев родительский идеальный образ подвергается переоценке и даже обесцениванию, что проявляется в резком сокращении внутрисемейных контактов, желании держаться на некотором отдалении от родителей даже в процессе семейных прогулок, тем самым демонстрируя свою независимость. Заново пересматриваются объекты идентификации и укрепляется чувство полоролевой идентичности. Если в предшествующий период образцом подражания для девочки была мать, а для мальчика — отец, то теперь такими образцами могут становиться другие люди, например лидеры подростковых компаний, любимые учителя, спортивные тренеры и другие молодежные кумиры.

Существенное значение в этот период имеют внутренний конфликт и нарушение равновесия между различными структурами психики, между сексуальными и агрессивными компонентами влечений, с одной стороны, и запретами на их удовлетворение — с другой (фактически, это конфликт между Я и Оно). Это приводит к частым перепадам настроения, тревожномнительным состояниям, депрессивным переживаниям, эмоциональным взрывам, слезам и т.п. К возрасту 16—18 лет это психическое напряжение постепенно снижается, как правило, на фоне интенсивных, но кратковременных сексуальных отношений, которые дают физиологическую разрядку, но зачастую еще не окрашиваются зрелыми чувствами. Средством разрядки сексуального напряжения служит также подростковая мастурбация, сопровождающаяся соответствующими фантазиями.

Существенные трансформации происходят в Сверх-Я — усиливается склонность оценивать и критиковать, воспринимать и усваивать более реалистические образцы поведения, освобождаться от ненужных запретов, принимать или отвергать распространенные в обществе или в своей референтной группе моральные стандарты и требования. Сознательная часть психики (Я) становится более интегрированной, цельной и начинает более активно тестировать реальность и контролировать другие психические системы, включая подавление агрессивных и сексуальных импульсов и направление энергии в безопасное русло — социально приемлемую активность.

Психический аппарат в целом относительно стабилизируется. Происходит постепенный отказ от бесплодного фантазирования и формируются более реалистический взгляд на мир и представления о самом себе в этом мире, в том числе путем выбора сферы самореализации, осознания своих способностей к конкретной деятельности и т.д. При нормальном развитии Я становится все более устойчивым, приобретает способность контролировать не только внешние, но и внутренние конфликты (между желаемым и возможным). Непредсказуемые реакции подросткового периода уходят в прошлое, выравнивается настроение, что в целом свидетельствует об окончании подросткового периода и достижении гармоничной зрелости. Наиболее актуальными становятся задачи поиска своего места в жизни, обретение профессии и образования, карьерного роста, обретения финансовой и территориальной независимости от родителей. Однако важнейшей задачей для полноценной жизни молодых людей остается поиск новых объектов для удовлетворения эмоциональных и сексуальных потребностей, а также потребности в продолжении рода, как правило, реализуемой в семейных отношениях.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Дайте определения стадий психосексуального развития человека.
  • 2. Охарактеризуйте понятие эдипова комплекса.
  • 3. Опишите латентную стадию развития и ее переход в препуберта г.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Дополнительная

Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития : пер. с англ. / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 49—82.

Возможные проблемы пубертатного периода

Пубертат — невероятно тяжелый период не только для детей, но и для их родителей. Некоторые родители оказываются неготовыми к существенным изменениям своего ребенка, потому возникают проблемы. Оба пола в подростковом возрасте могут вести себя очень противоречиво. Они чувствительно относятся к мнению других людей по поводу своей внешности или поступков, однако одновременно можно заметить резкие суждения и самонадеянность в отношении окружающих. Потому главной проблемой можно считать эмоциональную неустойчивость и постоянные перепады настроения.

Вследствие активного роста у детей часто наблюдается искривление позвоночника, то есть сколиоз.

Пути их решения

Родители и учителя должны понимать особенности этого возраста. Эмоциональная неустойчивость сходит на «нет» в 14-15 лет, потому нужно постараться быть спокойным и не реагировать эмоционально на поведение ребенка.

Нужно следить за питанием подростков, в частности девочек, чтобы их вес не стал критическим.

Также родители должны рассказать о проблеме акне и правильном уходе за кожей, чтобы предотвратить выдавливание прыщей и занесение инфекции.

Старайтесь чаще общаться с детьми-подростками, хвалить их и подчеркивать достоинства.

Почему половое созревание детей начинается раньше?

Было принято считать, что время полового созревания человека определяется его генетическим кодом: ребенок родителей с ранним половым созреванием, скорее всего, унаследует эту особенность развития. Однако сегодня известно, что возраст достижения половой зрелости определяется не только генетическим фактором, но и влиянием окружающей среды.

Самые важные элементы этого влияния — здоровье и питание. В среднем у детей, чьи матери получали хорошее питание и были здоровы во время беременности, к тому же сами росли здоровыми и хорошо питались, высока вероятность раннего начала пубертатного периода. Существенное снижение начала пубертатного периода между 1850-м и 1950-ми гг. можно объяснить главным образом улучшением здоровья детей и матерей.

Что требуется от родителей?

Учитывая все особенности нелегкого процесса взросления, родителям необходимо набраться терпения, проявить внимательность и чуткость к любой, даже незначительной проблеме, возникшей у ребенка. Если отмахиваться от волнующих подростка мелочей, часто кажущихся смешными, можно развить у него чувство одиночества, ненужности, что чревато печальными последствиями. Необходимо помнить, что такое явление, как пубертатный период, рано или поздно пройдет, но от того, насколько мягко и дружелюбно произойдет метаморфоза ребенка во взрослого человека, во многом определится его дальнейшая жизнь.

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Компания не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте womplanet.ru

Политика конфиденциальности персональных данных Пользовательское Соглашение

Что это такое

Пубертатный период — понятие, которое описывает переход от детства к взрослой жизни. Во время этого возрастного промежутка у мальчиков и девочек наблюдаются существенные изменения физиологического и психологического характера. В конце периода наступает половая зрелость, вследствие которой детский организм становится готовым к размножению. Подросток на протяжении пубертатного периода очень меняется — заметно растет, изменяются черты лица.

Однако самым важным аспектом этого периода является психологическая составляющая. Если не провести беседы, юноша или девушка может совершить много глупостей.

Формы и стадии

Стадии полового развития у мальчиков в подростковом возраста:

  • 9-11 лет. Наблюдается удлинения яичек до 3.5-5 сантиметров, а также увеличение пениса до 5-8 сантиметров. Пот приобретает характерный запах, голос меняется. На мошонке можно увидеть складки, появляется пигментация. Первые волоски можно увидеть на лобке, тогда как под мышками их пока что нет. Иногда наблюдается гинекомастия, которая имеет временный характер.
  • 12-14 лет. Половой член и яички еще больше увеличиваются в размерах, появляется растительность подмышками и на других участках тела. Начинается спонтанная эрекция и поллюции. Исчезает гинекомастия.
  • 15 лет и старше. Рост мальчика становится как у взрослого мужчины, можно заметить отчетливые складки на мошонке, а также волосы на лобке и других частях тела. Голос нормализуется.

Стадии пубертатного развития у девочек:

  • 9-11 лет. Увеличиваются размеры стоп и кистей, формируются грудные железы. Наблюдаются первые вагинальные выделения, которые имеют повышенную кислотность и могут вызывать раздражение кожи.
  • 12-14 лет. В лобковой области и в зоне подмышечных впадин активно появляется растительность, часто можно заметить угревую сыпь. Рост заметно увеличивается, черты лица девочки меняются. Начинается менструация.

Пубертат у девочек

Половое созревание у девушек традиционно наблюдается в возрасте от 8 до 13 лет. Чаще всего начинается в 10-11 лет. Обычно приблизительно через два года после начала девочки сталкиваются с менструацией. Главными признаками, свидетельствующими о начале подросткового возраста у девчонок, является увеличение груди и рост волос.

Психологические изменения

Избыток гормонов сильно влияет на психологическую составляющую ребенка. У девочки-подростка меняются эмоции, она начинает чувствовать сексуальные желания. Часто девчеонки становятся непослушными, учеба отодвигается на второй план, потому что они начинают активно интересоваться противоположным полом.

Пубертат у мальчиков

Много изменений касается и психологической сферы жизни. Мальчик часто остается недовольным изменениями своей внешности, что несет за собой замкнутость и неуверенность в себе, которые могут перерасти в депрессию. У него резко меняется настроение, потому окружающим важно к этому подготовиться. Ему начинает хотеться свободно распоряжаться своим временем и принимать собственные решения.

Эротическая составляющая

Активное развитие и функционирование половой системы в подростковом возрасте приводит к повышенной возбудимости. Наблюдаются поллюции, то есть непроизвольное семяизвержение, а также эрекции во время сна.

Границы подросткового возраста

В отечественной психологии под подростковым или отроческим принято понимать средний школьный возраст (от 9—11 до 14—16 лет). В традиционном обществе этот период жизни между детством и взрослостью называли отрочеством и определяли его в соответствии с церковной традицией возрастным промежутком от 7 до 14 лет. Как видим, в индустриальную и постиндустриальную эпоху этот возрастной промежуток стали определять несколько иначе — подростки стали «старше». В настоящее время начало подросткового периода определяется физиологическим началом пубертатного периода и может быть определено достаточно точно, чего нельзя сказать о верхней границе подросткового возраста. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Немецкий психоаналитик Питер Блос еще в первой половине прошлого столетия подчеркивал двойственную природу подростка, который одной ногой уже во взрослой жизни, а другой — еще в детстве. Разные времена и стадии развития словно накладываются в нем друг на друга, порой вступая в противоречие. Определяя окончание периода отрочества, он выделил четыре психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания:

1) вторичный процесс индивидуализации;

2) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее);

3) формирование половой принадлежности;

4) «Я»- концепция.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». (3-116-117с.).

Его современник, отечественный психолог Л. С. Выготский определил две тенденции в социальном определении подросткового возраста:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);

2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).

На основании приведенного можно определить следующие периоды развития подростка:

§ С 9-11 до 18 лет — пубертатное развитие. В этот возрастной промежуток изменяется тело ребенка, его физиологический статус. В связи с этим перед ним стоит задача реконструкции собственного телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности и перехода ко взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

§ С 11-12 до 16 лет — когнитивное развитие. Происходит развитие интеллектуальной сферы подростка, характеризующееся качественными и количественными изменениями, все больше отличающими его от детского способа познания мира. При этом развивается способность к абстрактному мышлению, расширяется временная перспектива.

§ С 12-13 до 18-19 лет — изменение социализации. Изменяются социальные связи. Преобладание влияния семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. В связи с этим происходит освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

§ С 13-14 до 20-21 года — становление идентичности выходит за период отрочества. В подростковом возрасте постепенно формируется новая субъективная реальность, под влиянием которой изменяются представления индивида о себе и другом. Происходит социальная идентификация, т.е. осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее. Происходит осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов. Осуществляется система выборов, которые обеспечивают цельность личности, в первую очередь половая поляризация, идеологические установки, выбор профессии. (20-276с.)