Философский камень

Философский камень олицетворяется с мифическим веществом, которому приписывают магические свойства. Люди верят, что такой минерал даст им возможность обрести вечную жизнь и из простых металлов получать настоящее золото. Никаких достоверных фактов, подтверждающих или опровергающих существование философского камня, нет.

Что такое философский камень: описание

Легенда, рассказывающая про философский камень, до сих пор будоражит сознание ученых умов. Считается, что такой минерал обладает невероятными свойствами. Он имеет несколько разных названий. Это:

  • эликсир вечности;
  • камень мудрецов;
  • ребис;
  • пятый элемент;
  • красноцветная тинктура.

Его наделяли разнообразными удивительными свойствами. Но самое главное и основное его качество – это возможность любой металл превратить в золото. Из древних писаний следует, что история происхождения мифического минерала связана с ошибочной реакцией ртути с серой. И именно они являются основными компонентами эликсира жизни, который дарит долголетие и здоровье.

К основным свойствам, которым наделяла наука алхимия этот камень, можно отнести:

  • достижение вечного бытия;
  • возможность получить несметное богатство, создавая золото из сподручных металлов;
  • обретение славы и невероятной силы;
  • раскрытие все мировых тайн и секретов.

Внешний вид камня

Философский камень в писаниях древних алхимиков представляется не в виде твердой структуры, а в форме порошка. Но в разных трактах он имеет разнообразное свойство и описание. Иногда его представляют в виде красного, черного или темно-синего камня. А порой он предстает в форме бесцветного, белого или желтого порошка.

Физик и алхимик Парацельс описал философский камень как твердую субстанцию с блестящей темно-красной поверхностью. И именно таким описанием стали в последующем руководствоваться другие алхимики, для которых поиск философского камня стал смыслом жизни.

Информация с Pottermore словами Роулинг

Философский камень на Pottermore

«Я не изобретала концепцию Философского камня, который и так является легендарным веществом. Люди верили, что он реален, и сделали его поиски настоящей целью алхимии.
Свойства «моего» философского камня соответствуют большинству атрибутов его древнего описания. Камень делал возможным превращение недрагоценных металлов в золото, а также из него изготавливался Эликсир жизни, который мог сделать вас бессмертными. «Подлинный» камень алхимиков — предшественников физиков и химиков, таких, как Исаак Ньютон и настоящий Николас Фламель, — являлся целью поисков, иногда даже целью всей жизни, разгадки его создания.
В большинстве старых текстов, в которых он фигурирует, камень описывается по-разному, как красный или белый. Эти цвета важны в большинстве подсчётов алхимиков, а также им часто придают символическое значение.»

Внешний вид камня

  • В книге камень описан как «кроваво-красный».
  • Когда создатели первого фильма спросили у Роулинг, как должен выглядеть философский камень, она ответила: «Как неограненный рубин».
  • В первом фильме бутафорский камень, сделанный из пластика, походил скорее на леденец, чем на драгоценность. Чтобы он блестел и переливался в кадре, на камеру была помещена небольшая лампочка.

Появления

Философский камень

  • Гарри Поттер и Философский камень (Первое появление)
  • Гарри Поттер и Философский камень (фильм)
  • Гарри Поттер и Философский камень (игра)
  • Гарри Поттер и Кубок Огня (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Орден Феникса (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Орден Феникса (игра) (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Принц-полукровка (Только упоминание)
  • Гарри Поттер и Дары Смерти (Только упоминание)
  • Harry Potter: A Pop-Up Book (Только упоминание)
  • LEGO Гарри Поттер: Персонажи Волшебного Мира (Только упоминание)
  • LEGO Гарри Поттер: годы 1-4

Как возникла идея философского камня

Алхимия – это целая средневековая дисциплина, в основе которой лежит физика, философия, религия и химия. Именно поэтому она сосредоточена на преобразовании различных элементов. Поэтому многие ученые алхимики почти всю жизнь отдали на то, чтобы одни материалы попробовать превратить в другие.

В древние времена алхимик Николас Фламель первый упомянул в своих писаниях о философском камне. Он писал, что во сне к нему явились ангелы, которые как раз и рассказали, как получить такое мистическое вещество. Но ученый неожиданно проснулся и так не успел запомнить самый последний компонент. В итоге, попробовав заниматься его созданием, он получил ошибочную реакцию при взаимодействии всех составляющих.

Но вера в магический философский камень не только не пропала, она стала еще крепче. И в последующем алхимик вместе со своей женой всю жизнь посвятили поиску последнего, недостающего компонента. И некоторые считают, что он все-таки философский камень создал.

Многие алхимики были одержимы идеей получить философский камень, который между собой они называли ребис. Для них это было сродни приближению себя к Богу, так как посредством такого вещества моментально откроются все тайны мира.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика — это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Далее – еще более туманно:

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Алхимия — это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия — «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Алхимическая символика

В популярных трактах древних алхимиков символом философского камня выступал змей, который именуется как Уроборос, связанный с пожирающими свойствами. Еще одним символом такого мистического минерала является ребис. Это гермафродит, который был создан в результате соединения философской серы, именуемой королем, и философской ртути, именуемой королевой.

В некоторых трактах этот камень символизируется как лев, проглатывающий солнечное светило. Это должно выглядеть величественно и устрашающе.

Способ получения

Нигде нет точной информации, как именно получить философский камень. Известно, что неизменными составляющими такого минерала являются следующие компоненты:

  • сера философского характера;
  • серебряный раствор;
  • философская ртуть.

Сколько экспериментов по созданию этого камня ни проводилось, все они заканчивались провалом. Ни одно созданное вещество не обладало теми свойствами, которыми изначально наделялся философский камень. Оно не превращало металл в золото, не исцеляло больных людей, не дарило вечную молодость и здоровье. Но искать способ его создания люди не переставали.

Чтобы получить этот камень, средневековые алхимики искали уникальный рецепт. Они полагали, что золото содержит красную серу, а серебро – белую. А при помощи черной серы можно было получить свинец. Поэтому они разными способами смешивая всевозможные виды серы, пытались создавать философский камень.

Для того чтобы металл приобрел необходимую кондицию, алхимики тщательно обрабатывали основные элементы. В результате таких экспериментов ученые получали достаточно интересные, новые открытия. Но вот создать именно философский камень им так и не удалось. Зато такие опыты дали возможность заложить фундамент для последующего развития такой науки, как химия.

В своем труде монах Теофиль, живший на севере Германии, описывает, как можно получить философский камень. Этот процесс он подсмотрел у алхимиков. Изначально необходимо вырастить василисков. Это подобие рептилий, которые выводятся из яиц, снесенных петухом. Затем такие яйца продолжают высаживать жабы, которых специально кормят хлебом.

Сначала должны вылупиться петушки, которые ничем от обычных не отличаются. Но на седьмые сутки у них должны вырасти змеиные хвосты. Василисков помещают в медный высокий котел, разводят под ними огромный огонь и дожидаются того момента, пока рептилии не сгорят полностью. Затем оставшееся от них содержимое размельчают и добавляют к этому составу кровь рыжего мужчины в виде сухого порошка.

Все компоненты в чистом сосуде разводятся крепчайшим винным уксусом. Затем небольшой слой этого состава помещается на край тонкой медной пластины, которая потом ставится на огонь. Как только пластина расколется добела, ее достают, остужают и снова смывают тем же составом. Проделывается такой процесс до тех пор, пока медная пластинка не будет поглощена полностью полученной смесью и не приобретет самый настоящий цвет золота.

MutusLiber

Под названием MutusLiber скрывается своеобразная инструкция, рассказывающая, как создать философский камень, приобретенная Николасом Фламелем у одного еврея. Этот француз, живший в четырнадцатом веке, посвятил всю свою жизнь созданию вечного эликсира молодости. Это было его основное дело.

Предполагается, что он все-таки обрел бессмертие, как раз благодаря так называемой Немой книге (MutusLiber). Ее уникальность в том, что там не написано ни единого слова. Весь процесс, как находить и создавать философский камень, представлен в виде сложных гравюр.

Великий Гримуар

В книге «Великий Гримуар» целая глава отведена секретам магического искусства, где описывается процесс создания философского камня. Состоит он из следующих этапов:

  1. Сначала нужно взять горшочек земли и добавить к ней один фунт красной меди и половину стакана холодной воды.
  2. Все компоненты нужно кипятить в течение получаса.
  3. Затем к ним добавляются три унция медной окиси, после чего вся смесь кипятится еще один час.
  4. Туда же добавляются две с половиной унции мышьяка, после чего состав снова на один час ставится на огонь.
  5. Следующим компонентом становится тщательно размельченная кора дуба (три унции), а состав опять кипятится тридцать минут. Следом добавляется унция розовой воды, и смесь еще 12 минут держится на огне.
  6. Завершающим этапом становится добавление сажи, а состав кипятится до момента готовности. Проверить это можно при помощи гвоздя, который опускается в эту смесь и начинает менять свои свойства.

По Джорджу Рипли

Английский алхимик, которого звали Джордж Рипли, оставил после себя проект «Книга двенадцати врат». В ней он описал необычный способ создания философского камня, который сравнивал с эликсиром вечной молодости. Алхимик предлагал накаливать ософскую ртуть, пока она не превратится во льва.

Затем красного льва надо было держать на песчаной бане вместе с виноградным спиртом, пока не выпарится вся жидкость. В итоге ртуть должна была преобразоваться в каменистое вещество. В последующем предлагается провести еще несколько сложных мистических опытов, в ходе которых появляется дракон. Под командованием алхимика он воспроизведет зеленого льва, который сожрет свой хвост. Именно в этот момент появится человеческая кровь и горючая вода. Смешиваясь, они предстанут в виде философского камня.

Существует ли философский камень на самом деле?

Существование философского камня до сих пор находится под сомнением. Нет фактов, которые точно указывают на его отсутствие. Но и достоверных сведений, говорящих о его стопроцентном существовании, также нет.

Многие ученые подтвердят теорию, что золото можно получить их других металлов. Но для этого требуются определенные условия. Да и стоить такое золото будет баснословно дорого. Поэтому его производство считается нецелесообразным. Существовать философский камень может в умах уже современных ученых.