Менталитет

Термин «ментальности» первый раз был использован в науке этнологом из Франции Леви-Брюлем (1857-1939), который на протяжении долгих лет изучал логическое мышление первобытных племён в сравнении с современными людьми.

Именно одинаковое психологическое развитие коллективной жизни «примитивных народностей» учёный и наименовал «менталитетом».

Первое упоминание менталитета встречалось в исторической науке, а после уже часто использовалось в трудах психологов и социологов.

Формирование ментальности

Становление менталитета у человека происходит примерно с 3 до 15 лет. Начиная с малого возраста, ребёнок под воздействием информации, приходящей из внешнего мира, начинает формировать систему своих ценностей и определённый набор целей.

Главными факторами, отвечающими за становление ментальности человека, являются:

• менталитет родителей и принятие их основы мировоззрения;

• литература, прочитанная в детском и юношеском возрасте;

• просмотр фильмов;

• психическое и физическое развитие, наличие определённых заболеваний;

• взаимодействие с «сильными личностями», такими как учителя, тренера, кумиры, люди старшего поколения;

• средства массовой информации (СМИ);

• политика государства;

• становление личности в школьном возрасте;

• влияние искусства.

Виды менталитета

Различают два основных вида менталитета: это ментальность личности и общества. Менталитет одного человека подчеркивает его индивидуальные черты сознания, отличающиеся от других, которые развиваются осознанно на протяжении всей жизни.

Менталитет общества сильно влияет на ментальность каждого человека, именно он определяет границы нравственности и поведения личности в социуме.

Менталитет общественности формируется на правилах, нормах, образах, впечатлениях, которые в дальнейшем становятся основой для истолкования окружающей среды и происходящих рядом событий отдельным человеком.

Таким образом, общественное сознание и ценности одного народа полностью влияют на жизнь каждой личности. И чем больше индивид проявляет активность в общественной деятельности, тем сильнее это влияет на развитие его характера и ценностей.

Важно! Становление норм поведения и восприятия мира каждого ребёнка начинается буквально с посещения им детского сада. Всевозможные занятия, кружки и секции, общение с друзьями, воспитателями уже выступают первыми шагами для развития личности.

Родителям стоит уделять особое внимание интересам своих детей и знать круг их общения.

Типология менталитета

Чтобы понять, что такое менталитет, был произведён психологический анализ биографий многих личностей.

А также на основе изучения мемуаров, наблюдений за поведением окружающих людей, удалось определить 4 типа ментальности личности:

1. Варварский.

2. Аристократичный.

3. Интельский.

4. Буржуазный.

Варварский менталитет

Варварская ментальность считается самой древней.

Для «варваров» присуще:

• выживаемость при любых условиях, активная жизненная и сексуальная позиция, выносливость;

• постоянное удивление окружающим познаниям, то есть такие индивиды без какого-либо сопротивления воспринимают всю информацию извне;

• регулярное стремление к новым свершениям.

В социуме «варвар» отождествляет себя с микрогруппой, то есть семьёй, друзьями, сослуживцами. При этом он всегда воспринимает угрозу к группе, как свою личную, поэтому с лёгкостью бросается в защиту.

Такие индивиды способны как быстро менять свои убеждения, так и следовать им неуклонно на протяжении всей жизни.

Аристократический менталитет

Аристократичный менталитет зародился при появлении феодального общества в Европе.

Для «аристократов» характерно:

• стремление к независимости (личной и духовной);

• утонченные вкусы, в том числе и в сексе;

• желание производить приятное впечатление, что проявляется в манере общения, стиле одежды и поведения;

• стремление всегда говорить правду.

В социуме «аристократ» чаще всего одинок: иногда он связывает себя с семьей, но весьма редко. Личные убеждения такие индивиды никогда не предадут и не поменяют, ведь это ассоциируется у них с проявлением силы и воли, они стараются никогда не выглядеть слабыми.

Интельский менталитет

Интельский менталитет сформировался в эпоху Возрождения. В этот период уровень жизни стал намного выше, поэтому необходимость в физической безопасности существенно понизилась.

Для интельского менталитета характерно

• отсутствие необходимости в демонстрации своей личности;

• проявление пренебрежения к комфортным условиям проживания;

• стремление к абстрагированию от происходящего;

• повышение работоспособности, которая не нуждается в подкреплении объективной ценности;

• чувство независимости от внешних обстоятельств;

• присутствие страха смерти.

Подобные личности всегда стремятся к объединению с крупной социальной группой (церковью, обществу научных работников), ценности которой они хранят непреклонно.

Буржуазная ментальность образовалась в XVI-XVII веке, она напрямую была связана с развитием протестантизма.

Буржуазный менталитет

Для «буржуа» характерно

• сдержанность во всех проявлениях (даже в сексуальной жизни);

• рациональная жесткость;

• аскетизм;

• стремление к развитию своей функциональности, что проявлялось в виде изучения многих наук, сбалансированное питание;

• низкая выживаемость;

• приоритет общественных отношений в ущерб личным интересам.

Буржуа сливаются с социальным слоем и на первом месте всегда ставят традиционные ценности. Преданность семье и друзьям не в приоритете у ментальности буржуазии.

Что такое менталитет – это формирование человеческих общностей на протяжении всей истории человечества. Менталитет менялся, дополнялся и совершенствовался, его развитие происходит без остановки. Надеюсь что моя статья помогла вам, раскрыть понятие менталитет и понять что это такое, получить полезные для вас знания.

Национальный менталитет

Окончательно и вопрос о соотношении менталитета и национального характера до сих пор не решен. Истори Леонид Милов фактически отождествлял поведенческие стереотипы и менталитет, ментальность и национальный характер.

Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов основные общечеловеческие ценности в культуре разных народов приобретают разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, языке, придавая ей национальное своеобразие.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания. Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века.

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Менталитет других национальностей

Американцы

Среди особенностей американского менталитета обычно выделяют их особенность ведения беседы: идеальный разговор для американца — это обмен мыслями, а не монолог. Они ценят в собеседнике искренность, заинтересованность в теме и умение просто и ясно излагать свои мысли и эмоции.

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Еще одна нацио­нальная особенность — готовность действовать. Когда перед американцем появляются различные трудности, он старается безотлагательно предпринять усилия для их разрешения. Зачастую это наносит ущерб анализу самой проблемы, потому что, в отличие от решительности, созерцательность не свойственна американскому менталитету.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии… Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных».

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении».

Испанцы

Иностранцы в первую очередь отмечают, что испанцы превыше всего ценят собственное удовольствие, поэтому для них любое действие, которое не приносит радости, становится почти бессмысленным. Свою энергию и силы они предпочитают тратить на отдых и веселье, а на работе они, наоборот, никто никуда не торопятся. К тому же в испанской культуре есть такое явление как сиеста — послеобеденный двухчасовой перерыв на сон. Для испанцев этот закон незыблемый.

Определяющей чертой испанского менталитета называют особенность ставить свои интересы выше других. Вместе с тем среди испанцев редко встречается зависть, а люди не склонны к рефлексии и «самокопанию».

Немцы

Немецкому менталитету свойственно четкое разграничение частного и общественного. Немцы ощущают себя в первую очередь индивидуумами и только после этого — членами какой-либо группы.

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

Что такое менталитет

Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

– индивидуальную эволюцию;

– мировоззрение родителей;

– биологические причины;

– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

– социальные учреждения;

– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.