Методические разработки

Показаны публикации 1-10 из 6054.
Все разделы | Методические рекомендации и разработки

Фото

Фотоотчет «Участие в педагогической работе» Мой творческий путь только начинается! Я участвовала в творческой группе по разработке кейса по ПДД. Кейс-технология -это интерактивная технология обучения,использующая описание реальных и…

Методические рекомендации и разработки — «Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины

Статья «»Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой…» Федосеева Юлия Владимировна Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования. Назначение: Гербарий можно использовать в непосредственной образовательной…

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и…

Конспект педагогического мероприятия с детьми средней группы «Незнайка в городе Верхняя Тура»

Проект сценария педагогического мероприятия с детьми средней группы: «Незнайка в городе Верхняя Тура Ц ель : формировать представление о родном городе Верхняя Тура. Задачи:…

Методические рекомендации и разработки — «В нашем театре» Методическая разработка по театральной деятельности в детском саду

Публикация «»В нашем театре» Методическая разработка по театральной деятельности в детском…»

Этапы подготовки к спектаклю: Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи творческой активности в…

Фотоотчет «Участие в педагогической работе» «Славный праздник — День Победы!» Фотоотчет Проект «Неделя книги» Проект «Зимняя сказка» Организация и оформление предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе. ДЕНЬ…

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений об окружающем мире, интереса к новым знаниям, умения…

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей с самого раннего возраста, что улица – это зона…

Консультация для родителей и воспитателей по экологии «Наблюдение за бабочками в природе и отражение их в творчестве» Наступило долгожданное лето. У нас на Севере в этом году июнь дождливый, ветреный и холодный. Не удивительно, это свойственно нашему Сибирскому краю. И как-то успокаиваем себя тем, что у…

Методическое пособие-лэпбук «Чистый воздух — это ваше здоровье!» Согласно новым требованиям и целям обучения, нам, как воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу более эффективные методические средства, которые способствуют…

Страницы: 2 3 4 … 606

Тема: » Путешествие в мир лубочных картинок»

Методическая разработка цикла уроков по декоративной графике

Составитель: Бакасова Н.В. учитель

изобразительного искусства

МБОУ «Начальная

общеобразовательная

школа №63″ г. Кемерово

Введение

«Искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества…»

В.Воронов

(искусствовед, собиратель и исследователь народного

Важнейшим средством эстетического воспитания в формировании личности ребёнка является народное искусство.

Произведения народного и декоративно – прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Принципиально важным является единство эстетического познания и художественной практики учащихся на материале народного искусства. Разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства.

Лубочные картинки – доходчивые, яркие декоративные, с их плоскостными фигурами, условным масштабом и искажённой перспективой очень близки детским рисункам и находят живой отклик в детских сердцах.

Цикл уроков «Путешествие в мир лубочных картинок» знакомят учащихся с графическим народным искусством, с образами и характерными формами в работах мастеров рисованного лубка.

Цель уроков: приобщение учащихся к народному творчеству «лубочных картинок», через проявление интереса к народному искусству и творческой самореализации в графическом изображении лубочных картинок.

Уроки выстраиваются в логичной последовательности. На первом уроке учащиеся прикоснутся к живому источнику родной культуры, узнают об истории лубочных картинок. На этом же уроке учащиеся познакомятся с техникой рисованного штриха. Дети увидят богатство возможностей этой техники.

При помощи штриха можно передать изображение пушистых или лохматых зверей, оперение птиц, колючую хвою, зелёный покров земли и воздушность облаков. На втором уроке учащиеся знакомятся с сюжетами, образами, формами в изображении лубочных картинок, обращают внимание на текст в лубочных картинках. На этом уроке ребята находятся в творческом поиске, составляя сюжетную композицию по мотивам лубочных картинок народных мастеров.

На третьем уроке учащиеся находят цветовое решение своих композиций.

Здесь учитель отмечает, что основных красок, которыми создают этот яркий и весёлый мир лубка, было всего четыре – малиновая, зелёная, жёлтая и красная.

В поздних работах встречаются и другие цвета – коричневый, голубой и прочие. Четвёртый урок – обобщение знаний о лубочных картинках, проводится с использованием игровой формы:

игры «Ромашка». Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на лепестках «ромашки»;

игры «Купите картинку».

Ребятам предлагают почувствовать себя продавцом лубочных картинок. Используя народные загадки, потешки, пословицы, поговорки нужно «продать» свой товар.

Изучение цикла графического народного искусства на примере лубочных картинок заканчивается большой выставкой в коридорах школы.

1 урок.

Тема: «Путешествие в историю лубочных картинок».

Цель и задачи:

Познакомить учащихся с графическим народным искусством; познакомить с образами и характерными формами, встречающиеся в работах мастеров рисованного лубка; формировать графические умения и навыки в изображении штриховых узоров.

Оборудование:

Для учителя: фотографии и репродукции с изображением лубочных картинок, репродукция картины В.В. Васнецова «В книжной лавке», фонограмма русских народных песен.

Для учащихся: альбомный лист, гелиевая ручка.

1. Беседа: «Путешествие в историю лубочных картинок»

Лубочные картинки ( название произошло от липового луба.

Луб – верхний слой дерева, находящийся между корой и сердцевиной дерева)

– одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом. Другое название лубочных картинок – потешные листы. Произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы назвали их детскими иллюстрированными энциклопедиями. Потешные книги по тем временам стоили очень дорого – они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром, и конечно, не могли оказаться далеко за пределами царских да боярских хором. Другое дело отдельные листы. Наиболее интересные из них копировались мастерами – рисовальщиками и распространялись самостоятельно.

Первыми русскими граверами были рисовальщики, или знаменщики Серебряной Палаты, входившей в состав Оружейной Палаты в Москве. Но постепенно этим искусством овладело множество умельцев и, поначалу редкие, предназначенные только для царских глаз, гравюры пошли в народ, в повседневную жизнь низших сословий, крестьян и мещан, составляя необходимую принадлежность крестьянской избы, постоялого двора и почтовой станции.

Многие крестьяне настолько были привязаны к лубочным картинкам, что считали необходимым обновлять свою домашнюю «картинную галерею» по большим праздникам и, как отмечает один из бытописателей начала ХХ века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин». (Интерес крестьян к лубочным картинкам можно увидеть на репродукции с картины В.Васнецова «В книжной лавке». Обратите внимание как выглядела книжная лавка, как выглядят крестьяне.)

Местами производства и бытования лубочных картинок нередко были монастыри, а также северные и подмосковные деревни. Продавали их повсеместно. А бродячие торговцы – офени- в своих лубяных коробках разносили картинки по далеким селениям и хуторам.

Производство лубочных картин тоже со временем упростилось и не представляло особой сложности, хотя и требовало от мастера-гравера определенного умения, сноровки и аккуратности. Делалось это так: на твердую основу – деревянную или металлическую доску – наносили специальным резцом углубленный и рельефный рисунок, а затем с помощью пресса с доски делался оттиск. Название гравюра относилось в ровной степени и к доске с вырезанным изображением, и оттиску с него.

Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена для большей части населения лубочные листы были важнейшим источником информации и выполняли те функции, которыми в наши дни наделены книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари, песенники, фотографии вместе взятые. Темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали обширные области знаний. Каждый мог отыскать картинку по душе и на любой вкус: с жизнеописанием святого или мифологического героя, поучительную или сказочную историю, отчет о далеком путешествии, карту звездного неба и план далекого города Иерусалима, рассмотреть диковинного индийского слона, привезенного в подарок императору и изучить план сражения российского и турецкого флота под Синопом. А еще представить, как проходила коронация императора в северной столице, кто из почетных гостей присутствовал и как выглядит государь-батюшка, государыня-матушка, их чада и домочадцы. Фотография, как известно, появилась значительно позже. (приложение 1,2,3)

Важное место в лубке занимал назидательный или шутливый текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и острое словцо. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.

(приложение 4,5)

Много интересного и полезного может рассказать лубочная картинка внимательному исследователю. Известные российские историки не раз с благодарностью вспоминали потешные листы и мысленно благодарили их за неожиданные подсказки, а многих художников, поэтов и композиторов яркое жизнерадостное искусство народного лубка вдохновляло на новые творческие и художественные открытия.

Без лубочных картинок наше представление о быте и прошлом русского народа было бы неполным.

2. Упражнение на отработку навыков изображения штриха.

«… Чтобы приступить к выполнению творческой композиции нужно научиться пользоваться штрихом. При изображении пушистых или лохматых зверей, оперение птиц, колючей хвои, зеленого покрова земли и воздушных облаков применяем богатые возможности этой техники…(Ответственность штриха большая. Нанесешь его на бумагу и ошибку исправить будет трудно.) Вам предлагается несколько заданий, которые вам помогут в дальнейшей работе.

Восемь прямоугольников равные по величине. Шесть нужно заполнить по образцу. Остальные два заполнить штрихом придуманные учащимися.

(приложение 6,7)

3.Вопросы на закрепление :

— Что такое лубочные картинки?

— Зачем были нужны лубочные картинки?

— Что мастера изображали в лубочных картинках?

2-3уроки.

Тема: «Сюжет в народной графике»

Цель и задачи:

Познакомить учащихся с сюжетно-композиционным изображением лубочных картинок; составить сюжет творческих работ учащихся по мотивам лубочных картинок; учить анализировать и оценивать работы мастеров и одноклассников.

Оборудование:

Для учителя: Музыкальное оформление: фонограмма народной музыки.

Методическая таблица «Образы в лубочных картинках», пословицы, поговорки.

Для учащихся: альбомный лист, гелиевая ручка.

1. Беседа: » Сюжет в народной графике»

Вопросы для повторения:

— Что вы знаете о графическом народном искусстве?

— Что изображалось на лубочных картинках?

— Какое значение имели лубочные картинки для простых обывателей?

Многие образы древнерусского искусства дошли до наших дней благодаря лубочным картинкам. Образ дерева с двумя птицами по бокам идёт от первых легенд о возникновении мира. Легенда повествует о том, что среди бескрайних водных просторов стояло дерево. От двух птиц, свивших на нём гнездо, началась жизнь. Это дерево, или, как его называют «древо жизни», является символом всего живого на Земле. (приложение 9)

На лубочных картинках всегда присутствует много цветов, точно так же, как и на полях рукописей старообрядных книг. Это тоже старорусская традиция, и связана она с мечтой народа о райской счастливой жизни. Необыкновенные растения райского сада со сказочными цветами и человек в этом раю поражают воображение зрителя, показывают богатство и многообразие идеального мира и дают силы и надежду в суровых буднях российской действительности. Сам человек и его жизнь на фоне цветущего сада воспринимается в другом свете.

В лубочных картинках нашёл своё отражение героический эпос о богатырях.

Излюбленные темы лубочных картинок – былины об Илье Муромце и Соловье- разбойнике, часто встречались иллюстрации и к другим повестям сказочного фольклора: сказкам о Бабе Яге и о Коньке-Горбунке, не редки иллюстрации к описаниям чудесных и фантастических зверей и птиц, таких как Змей Горыныч и Тугарин Змеевич. (приложение 10,11,13)

Изображения реальных земных птиц часто встречаются на лубочных листах, но даже они в значительной степени стилизованы и в них также прослеживается древнерусская традиция с отголосками языческих верований славян. Наши предки почитали животных и птиц, которые, по их представлениям были слугами добрых и злых сил и делились на друзей и врагов человека. Например, филин был постоянным спутником хозяина леса –лешего. (приложение 8)

Очень многих животных можно встретить на лубяных картинках. Некоторые из них вписаны в сюжет, а иные выступают главными персонажами. Часто такие изображения носят аллегорический смысл, понятный лишь посвящённым. Так, картинка «Кот казанский» была посвящена Петру Первому, а надпись, помещённая возле головы кота, как бы пародирует длинный официальный титул царя. (приложение 12)

Особой любовью пользовались уличные представления скоморохов с обязательными участниками этих спектаклей – медведем и козой, а также другими традиционными шутливыми персонажами: неудачниками Фомой и Ерёмой, простофилями Савоськой и Парамошкой. Такие листы всегда сопровождались забавными рифмованными текстами.

(приложение 4)

В обиходе русской жизни одно из первых мест занимали странствия по святым местам. Самым почётным и самым отважным считалось паломничество в Иерусалим. Поэтому картинки на память, картинки — путеводители, изображения памятников архитектуры и достопримечательностей составляли целую отрасль народной печатной графики.

Особой популярностью на Руси долгие годы пользовалась так называемая лубочная литература – переводные средневековые романы и их русские вольные пересказы: «Повесть с князе Петре Златые ключи», «Сказка о Еруслане Лазаревече» и, особенно «Повесть о Бове Королевече». Главные герои повести – Бова, королевна Дружневна, Полкан, Салтан – часто выступали и центральными персонажами лубочных картин.

В далёких сёлах, разбросанных по глухим лесам русской равнины, о новостях техники и о событиях в других странах узнавали по изображениям на лубочных картинках. Часто именно из лубочных картинок крестьяне узнавали как выглядят корабли, пароходы и воздушные шары. Особенно остро реагировал лубок на участие в армии в военных действиях, иллюстрируя газетные сообщения и стремясь быть актуальным. Крымская кампания, русско-турецкая и прочие военные конфликты нашли отражение в лубочных листах.

2. Выбор сюжета.

«…Прежде чем нарисовать задуманный сюжет, основываясь на полученные знания, подумайте: кто будет героем вашей композиции, как будут выглядеть ваши герои, где их лучше разместить, что их окружает, какой текст можно поместить под ваш сюжет.

Сначала нужно сделать набросок карандашом, а затем, пользуясь гелиевой ручкой работать над композицией. На следующем уроке находим цветовое решение композиции…»

3. При самостоятельной работе учащихся помогаем в выборе сюжета. Индивидуальная работа с детьми.

4урок.

Тема: Выставка «По мотивам лубочных картинок»

Цель:

Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках о графическом народном искусстве; учить гордиться народным искусством и оценивать его значение.

Оборудование:

Для учителя: музыкальный ряд: фонограмма народных мелодий, книги с пословицами, поговорками, потешками, образцы лубочных картинок.

Для учащихся: творческие работы, гелиевая ручка, цветные карандаши.

1. Предлагаем учащимся выбрать текст для своих сюжетов из литературы и из домашних заготовок.

2. Выставка. ( На доске вывешиваются работы учащихся.)

Обобщение темы ведется в виде игры «Ромашка»

Ученик берет лепесток из «ромашки», на котором записан вопрос по пройденной теме и отвечает, класс помогает.

Вопросы:

— Что изображалось на лубочных картинках?

— Что такое лубочная картинка?

— Откуда произошло название лубочных картинок?

— Что такое гравюра?

— Значение лубочных картинок для крестьян.

— Значение лубочных картинок для современного человека.

Игра «Купите картинку»

Учитель предлагает учащимся побыть в роли продавца лубочных картинок на сельской ярмарке. Учащиеся должны «продать» свои картинки. (использовать пословицы, поговорки, потешки домашние заготовки)

Литература

1. Жегалова С.К. Русская народная живопись Текст / С.К. Жегалова.-М.,1984.

2. «Искусство – детям» Лубочные картинки Текст / А.Дорофеева.-М.,2003.

3. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования Текст / Т.Я.Шпикалова.- М.,1979.

4. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, методическое пособие Текст / Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова.- М.,2005.