Религиозные праздники в иудаизме.

Несмотря на то, что почти все еврейские традиции имеют религиозные истоки, их стараются соблюдать большинство жителей Израиля.
Если вся страна в один и тот же день, час, минуту делает одно и то же, не подчиняясь какому либо указу, а по собственной воле, то это говорит о сверхсильной сплоченности нации. Можно сколько угодно рассуждать о религиозной составляющей всех еврейских традиций, но нельзя не отметить тот факт, что Израиль свободное государство, и никто не может заставить людей верить или не верить, молиться или не молиться, соблюдать традиции или не соблюдать их.

Напиться до беспамятства


Раз в году, на праздник Пурим следует напиться так, чтобы нельзя было отличить врага от друга. В этот день на еврейских столах всегда можно найти разнообразные алкогольные напитки, ведь праздник Пурим велит евреям освобождаться от здравого смысла. Еще в этот день все школьники и многие взрослые наряжаются в костюмы, все по той же причине, чтобы врагов не отличить от друзей.

Праздники весны: дань истории и традициям

20 апреля страна будет отмечать День независимости. Это не только памятный, но и уникальный по сути праздник. Это единственное не религиозное торжество в Израиле. Ученые, военные и деятели искусства получают награды, повсеместно на открытом огне готовится мясо и овощи, в небе расцветают лепестки фейерверков, а вечером улицы городов превращаются в одну огромную танцевальную площадку.

Главные праздники Израиля: День независимости

Лаг ба-Омер (3 мая) — особенный праздник как и все. Согласно преданиям, в этот день (на 33-и сутки после отсчета Омера) закончилась эпидемия, унесшая жизни 24-х тысяч учеников Рабби Акивы. Несмотря на грустную предысторию, в день Лаг ба-Омер принято веселиться, прыгать через костры, соревноваться в стрельбе из лука.

С приходом главного майского праздника Израиль будто оживает от траура. Днем можно любоваться на красочные представления, а ночью — испытать себя и собственную ловкость, резво перепрыгнув через огромный костер.

Летние праздники Израиля 2020

Летом местным жителям некогда отмечать праздники, ведь евреи — трудолюбивый народ. Это не значит, что у них нет поводов для радости. Но по-настоящему счастливый смех можно услышать только в шабат, т. е. по субботам. Если вы не знали, то именно этот день считается заключительным в календарной неделе.

Но однажды в году случается так, что даже священный выходной день не является поводом для радости. Речь о дне траура Тиша-бе-Ав (1 августа). В День скорби израильтяне вспоминают цепочку трагических событий: от разрушения первого храма до истребления нации во время Второй Мировой войны.

Праздничный октябрь, или «неделя шалашей»

С 5 по 12 октября 2020 года местные жители выйдут из своих домов, ведь на дворе Суккот — один из важнейших паломнических праздников, во время которого строятся жилища (шалаши) из веток и выполняются религиозные обряды. Это дань памяти хождению израильского народа по пустыне. Как правило, торжество совпадает со временем сбора урожая. Поэтому одновременно принято благодарить бога за данное, просить дождя и просто радоваться жизни.

Несмотря на значимость этого праздника для Израиля, местные жители не получают в подарок «октябрьские каникулы». Одного дня вполне себе достаточно, считают местные власти. Зато по традиции есть и спать можно только в шалаше, поэтому особо религиозная часть населения берет «отгулы» и даже отпуска за свой счет.

Проще всего детям и студентам — для них выходной является вся неделя.

Ханука в Израиле, или фестивали света

13-20 декабря израильские города вспыхивают тысячами огней. Начинается самая яркая неделя года — Ханука. С каждым днем количество света на улицах становится больше. В домах стараются ежедневно зажигать свечи: в первый день одна, а дальше по нарастающей — до 8 свечей. Их принято выставлять на подоконники или у входных дверей — повезло тем, кто проживает в многоэтажных домах!

Фестиваль света в Иерусалиме / Фотобанк Лори

В период этого праздника в Израиле принято есть жареные пончики или оладьи, а также играть в волчок. Больше всего фестивалю радуются дети, ведь именно Ханука заменяет в стране Рождество. Малышам дарят подарки, а ребятам постарше — деньги. Школы и детские сады в это время не работают.

Если вы пропустили Пасху или пляжный сезон в Израиле, езжайте на Хануку. Такого буйства света вы нигде больше не застанете. Особо красочно проходит фестиваль в Иерусалиме.

Экскурсии в Израиле по лучшим ценам

Самые интересные экскурсии в Израиле — это маршруты от местных жителей. Тематики на любой вкус: от историко-религиозных до гастрономических туров по восточным рынкам. На праздничные даты лучше бронировать заранее. Все экскурсии проводятся на русском языке, а всего прогулок на Трипстере уже больше 60-ти!

Еврейские праздники после прихода Машиаха

В Мидраше (Мишлей 9:2) сказано: «В будущем все праздники будут отменены, но Пурим не будет отменен никогда».

Среди комментаторов нет единого мнения, каким образом следует понимать это высказывание, буквально или же иносказательно.

Согласно части мнений, Мидраш намекает на то, что в будущие времена произойдут великие чудеса, на фоне которых все остальные праздники и события, связанные с ними, померкнут и уйдут на второй план. Но Пурим, который не отличился явными чудесами, выходящими за рамки природы, останется в сознании евреев — как свидетельство того, что Творец контролирует даже естественные события, ведь это будет одинаково актуальным во все времена.

Пожить в шалаше и поесть под звездами


За несколько дней до празднования Суккот, израильтяне строят возле своих домов (а иногда и на балконах) шалаши, которые так и называются — сукки (ударение на и). По традиции, в этот праздник следует жить в построенном шалаше, чтобы помнить, как наши предки жили 40 лет в пустыне. Самое, что интересное, если ты не построил сукку, то ты можешь зайти в любую уже построенную, переночевать, попить воды, а, иногда, даже поесть там.

Не ездить на машине в Йом Кипур


Нет такого закона, запрещающего садиться за руль в Йом Кипур (День Искупления), но 99,9% всех машин в Израиле в этот день стоят на своих парковках. Самое интересное, что дороги не пустуют, а наполняются детьми на самокатах и велосипедах. В этот день происходит запись в Книгу Жизни, поэтому многие верующие ничего не едят не пьют, а только молятся целые сутки.

Отмечать праздник вечером предыдущего дня


О! Это просто уникально! «И был вечер, и было утро: один день” — так написано в Торе. Это означает, что день начинается с вечера, а, значит, и праздник начинается с вечера, как только заходит солнце, и это очень удобно. Представьте, поели, выпили, отметили до полуночи, а утром не надо на работу, красота.

Шабат, Йом тов, Холь амоэд

Большинство праздников еврейского календаря имеют ограничения на выполнение работ. По мере строгости наказания, а также по виду ограничений все праздники делятся на три категории: Шабат (еврейская Суббота), Йом тов (собственно праздничный день) и Холь аМоэд (т.н. полу-праздничные дни в течение праздничной недели Песаха или Сукота).

В Шабат и в Йом Кипур запрещены 39 работ, даже когда в этом есть необходимость для приготовления пищи.

В Йом тов так же запрещается выполнять 39 работ, но разрешается выполнять некоторые работы ради приготовления пищи. Йом товом являются: первый и последние дни Песаха и Сукота, праздник Шавуот и два дня Рош аШана.

Дни в промежутке между двумя Йом товами в Песах и Сукот называются Холь аМоэд и, как мы говорили выше, являются полу-праздничными днями. В эти дни разрешены некоторые виды работ, необходимые для нужд праздника, а также для предотвращения какого-либо ущерба. Профессиональная работа запрещена в любом случае.

Есть мацу с шоколадной пастой


В 7-ми дневный период праздника Песах нельзя есть ничего дрожжевого (квасного), а из мучного можно есть только мацу. Маца — это высушенная в печи вода с мукой без соли и других добавок. Не очень вкусно, если честно, но если ее намазать шоколадной пастой, то устоять перед таким лакомством невозможно.

Повесить флаг Израиля на свою машину


День Независимость Израиля каждый год отмечается с огромным размахом. Именно в этот день решилась судьба миллионов евреев, которые смогли вернуться на родину своих предков. За несколько дней до праздника, люди начинают украшать свои дома и машины флагами Израиля. Без преувеличения, более 50% машин на дорогах развивают бело-голубые флаги со Звездой Давида.

Календарный Новый год в Израиле

Для местных жителей ночь с 31 декабря на 1 января не является особенной. Это не значит, что привычного для большинства стран Нового года в Израиле не существует. Напротив, местные клубы и рестораны в это время забиты под завязку. Проблема лишь в том, что раввинат, как таковой, не принимает празднование календарного Нового года. Поэтому все увеселительные заведения, театры, кинозалы и художественные галереи работают в полноценном режиме.

Если стоит вопрос, ехать или не ехать в Израиль на Новый год, то ответ будет однозначным — конечно, ехать. Ожидать всеобщего веселья, как в России, не стоит, но и грустить в гостиничном номере в одиночестве тоже не настраивайтесь. Тель-Авив, Бат-Ям, Эйлат и Хайф все-таки будут гудеть всю ночь.

В новогоднюю ночь можно понаблюдать за музыкальными представлениями от классики до современности, оторваться на дискотеке или заглянуть с ребенком в гости к Деду Морозу. Популярен в дни новогодних каникул и сельский туризм. Это так называемое погружение в жизнь и культуру простого народа. Если подобный досуг не вдохновляет, знайте, что даже зимой в Израиле можно спуститься по реке или покататься на велосипеде, поскольку климат довольно мягкий.

Также в период новогодних праздников радуют скидками магазины. В Израиле можно встретить как национальные сувениры, так и специально созданные к этому дню аналоги русских игрушек.

Зимние праздники и фестивали Израиля 2020

Израильтяне удивительный народ, они отдают дань всем — от царицы до деревьев. В честь последних был придуман даже свой собственный Новый год. Отмечается этот праздник в Израиле в 15 день месяца шват (в 2020 году это будет 31 января). Для него характерно сажать плодовые деревья и украшать стол плодами с собственного огорода или сада. Семь из них должны присутствовать на празднике обязательно. Это виноград, инжир, гранаты, финики, оливки, ячмень и пшеница.

Для справки. В Израиле трепетное отношение к плодовым деревьям. Их нельзя рубить и ломать, поскольку в «традиции» они символизируют человека. Так, крона дерева олицетворяет жизнь, плоды — детей, а корни — веру.

Фестиваль имеет свои плоды: гранаты продают, как у нас яблоки!

25 февраля в стране вспоминают царицу Эстер (Эсфирь). Скромная, красивая, добропорядочная женщина в свое время спасла персидских евреев от смерти и раскрыла заговор. Этот день не является в стране выходным, но многие евреи идут в церковь и готовят праздничный ужин, чтобы выразить почтение прекрасной Эсфирь.

Вся страна замирает на 2 минуты


В День Катастрофы в 10 часов утра по всей стране звучит сирена. Замирает всё. Люди бросают свои дела, останавливаются кто шёл или ехал, выходят из машин и автобусов и замирают на 2 минуты. Это самые сильные две минуты в мире. Люди вспоминают о павших в Холокосте, в терактах и в войнах…
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Свадебный обряд

Это один из наиболее древних еврейских обрядов. Еще совсем недавно свадьба происходила с помощью свахи, которая по просьбе родителей подыскивала и соединяла подходящие кандидатуры женихов и невест. Сегодня услугами свахи пользуются только члены ультаортодоксальной общины.


Свадебный обряд

Предсвадебные хлопоты и обычаи

Сегодня уже не важно, каким образом образовалась парочка, важно, чтобы потенциальный жених просил руки невесты у ее отца. О серьезности своих намерений жених должен подтвердить солидным выкупом, который он дает за невесту. Предшествует свадебной церемонии помолвка (тенаим), на которой разбивают тарелку, что означает развалины разрушенных храмов в святом Иерусалиме. Эта традиция призывает всех помнить о страданиях и потерях еврейского народа. Разбивают тарелку и на церемонии бракосочетания.


Предсвадебные хлопоты

Библейские предписания

Деторождение

Согласно библейскому предписанию, деторождение — основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божье (Быт. 22:17; 32:13). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян.

Если жена была бесплодна, муж брал себе другую; иногда жена отдавала мужу в наложницы свою рабыню, дети которой считались в этом случае детьми госпожи (Быт. 16:2, 3).

Любовь к детям

Любовь к детям как характерная черта древней израильской цивилизации очень рано столкнулась с распространенным среди народов Ханаана обычаем принесения детей в жертву (см. Жертвоприношение), следы которого сохранились в Библии, где во многих местах сурово осуждаются пережитки этого варварского культа (Быт. 22; II Цар. 21:6; Иер. 7:31; Иех. 23:39; Миха 6:7, см. также Акеда; Ифтах).

Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывали соляным раствором и пеленали (Иех. 16:4).

Имя давалось ребенку тотчас после рождения, в отличие от современного обычая называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания (См. также Имена).

Мальчикам как потенциальным продолжателям рода в семейном праве древних израильтян (как и у многих других народов) оказывалось предпочтение, в частности, в порядке наследования имущества (Чис. 27:8).

Особым преимуществом пользовался первенец, который, согласно библейским представлениям, предназначался Богу (Иех. 13:12–15; 22:29); его доля в наследстве вдвое превышала долю остальных сыновей (Втор. 21:17).

После смерти отца первенец становился главой семьи, на него возлагалась забота о незамужних сестрах.

Особенностью семейного права древних израильтян было предоставление известных прав наследования и женщинам (см. Право наследования).

Воспитание

Почитание родителей

Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле (Быт. 28:7; Лев. 19:3; Втор. 21:18-21; Пр. 1:8; 30:17).

Ответственность детей за родителей

Положение Десяти заповедей, что дети несут наказание за грехи родителей «до третьего и четвертого рода» (Иех. 20:5; Втор. 5:9), уже в других разделах Библии трактуется как относящееся лишь к тем, которые упорствуют в дурных делах своих родителей, в то время как живущие по законам Торы не отвечают за грехи отцов (ср. Втор. 24:16; Иер. 31:29-30; Иех. 18). За добрые деяния родителей детям воздается «до тысячи поколений» (Иех. 20:6; Втор. 5:10).