Религия Древнего Египта



Религия в Египте

С древности Египет был центром религиозной мысли. Хотя этот факт давно уже перешел в летопись истории, все же религия фараонов отчаянно защищалась против внешнего влияния. В христианскую эпоху епископы Александрии постоянно выступали против ереси, а институт монашества во многом обязан вкладу Египетской цивилизации. Но именно арабы принесли с собой ислам и арабский язык в VII веке, превратив Египет в «арабскую» страну.
Господствующая в стране религия — ислам суннитского толка. Конституция 1971 года объявляет ислам государственной религией страны. Примерно 90% населения — мусульмане.Наряду с этим провозглашена свобода совести и вероисповедания. 8-10% населения- христиане, а коптская православная церковь является самой большой христианской религиозной группой. Большинство христиан принадлежат к коптской православной церкви, которая являлась доминирующей религией в Египте до Ислама. Другие вероисповедания представлены Армянскими, Греческими и Сирийскими православными и католиками и различными евангельскими протестантскими конфессиями. Еврейская община чрезвычайно мала. В Каире осталось только несколько сотен евреев. Большая часть еврейского населения Египта эмигрировала за последние 50 лет в Израиль или Соединенные Штаты.
Поскольку большинство людей, живущих в Египте, являются мусульманами, по всей стране расположены мечети, от очень больших, таких как мечеть Ибн Тулун до небольших мечетей в городских кварталах. Мусульмане должны молиться пять раз каждый день. Они собираются в мечеть для полуденной молитвы в пятницу, которая является святым днем в Исламе. Соответственно,все государственные учреждения, банки, школы и офисы не работают в пятницу. Этот день является официальным выходным с последующим за ним днем — субботой.
У каждой религии есть свои праздники, которые отмечаются местным населением. Главными исламскими праздниками являются месяц Рамадан и сопровождающий его праздник Аид аль-Фитр, а также праздник по завершению большого паломничества в Мекку- праздник жертвоприношения- Аид аль-Адха. Христианское население также соблюдает различные христианские праздники.
Религиозные праздники отмечаются в соответствии с исламским календарем, лунным календарем, который короче солнечного календаря на одиннадцать дней, поэтому даты не установлены. Исламский календарь также называется календарем хиджры и иногда сокращается. В исламском календаре насчитывается двенадцать месяцев: Мухаррам, Сафар, Раби аль-Аввал, Раби аль-Тани, Джумада аль-Аувал, Джумада аль-Тани, Раджаб, Шабаан, Рамадан, Шауваль, ЗулЬ-Када и ЗулЬ-Хиджа. Первый из месяцев -Мухаррам — исламский Новый год.
Девятый месяц года — Рамадан, который является святым месяцем для мусульман. Во время Рамадана соблюдающие мусульмане не должны есть от восхода до заката. Мусульмане считают, что в течение месяца Рамадан Бог послал первые откровения Корана пророку Мухаммаду. Этот пост должен напоминать людям, что они благодарны за имеющиеся у них блага, и напомнить им о участи тех, кто беден, не имея даже тарелки еды и помочь им. Семья садится за стол на закате на трапезу под названием «Ифтар». Затем люди отправляются в мечеть для особых молитв, называемых таравих, которые проводятся только во время Рамадана. Ночь проводится в визитах к родным и друзьям. Каир освещен во время Рамадана лампочками и фонариками, на зданиях светятся гирлянды. Многие мусульмане с нетерпением ждут Рамадана, не смотря на его долгий пост.

Первый день месяца Шавалль — праздник Аид аль-Фитр. Он начинается после заката в последний день поста в Рамадане. Празднования обычно продолжаются три дня, в течение которых люди собираются в мечети и посещают друг друга для семейных трапез и общения. Дни праздника также являются традиционным временем для покупки и ношения новой одежды, а дети получают подарки в виде денег или игрушек. Это время, когда многие мусульмане выполняют свои религиозные обязательства по выплате милостыни (закят аль-фитр) в своей мечети.
Десятый день месяца ЗулЬ-Хиджа — это время праздника Аид аль-Адха, что означает «День жертвоприношения». Этот день свидетельствует о готовности пророка Авраама пожертвовать своим сыном по приказу Бога. Месяц Зуль-Хиджа — это месяц, когда мусульмане совершают паломничество или хадж в Мекку. В этот день мусульманские семьи приносят в жертву ягненка, козла, барана, корову. Основная цель состоит в том, чтобы разделить мясо на три равные части: одна треть для себя, одна треть — родственникам, а одна треть — бедным. Некоторые богатые семьи жертвуют второе животное и все отдают бедным. Люди обычно дают подарки детям в виде денег или игрушек. Праздник длится 4 дня. В народе его также называют «Аид кибир» (большой праздник).
Оба праздника являются официальными. Соответственно, все государственные учреждения, банки, школы и офисы не работают. В отличие от частных магазинов, которые могут быть открыты уже на второй день праздников.
День рождения Пророка Мухаммада (Маулид аль-Наби) не является официальным религиозным праздником, хотя многие египтяне празднуют его в любом случае. Он выпадает на 12-е место Раби аль-Аувала.
Коптская церковь следует православному христианскому календарю, а это означает, что даты крупных праздников несколько отличаются от западных христианских церквей. Самый важный праздник на коптском календаре — Пасха, или Ид аль-Фисих. Пасха может попасть на любое воскресенье с 22 марта по 25 апреля. Период сорока дней до Пасхи включает в себя период, называемый Великий пост. Копты постятся бывают несколько раз в течение года. Великий пост продолжается до Вербного воскресенья. В это время запрещено есть мясо, рыбу, яйца, вино или кофе. Но нет полного временного отказа от еды и питья. Христиане-копты постятся также после праздника Вознесения, а также во время Успения Богородицы в августе, и в период до Рождества.
Понедельник после Пасхи называется Шам аль-Нессим, и это праздник, который празднуют все египтяне, устраивая пикники и празднуюя приход весны.
Рождество (Аид маулид аль-Мисих) приходится на 7 января каждого года. Как Рождество на Западе, это время празднования, и копты посещают церковь в ночь на 6-е января (Сочельник), собираясь семьей и друзьями, обмениваются подарками и проводят большие общие семейные трапезы. В Египте были переняты западные традиции наряжения рождественской елки и развешивание ярких огней, хотя они традиционно не являются частью религии коптских христиан.
Для Египта характерен высокий уровень веротерпимости. Поскольку Ислам прибыл в Египет в VII веке , Египет с того момента стал домом многих известных ученых, таких как имам Шафи, чьи юридические решения по-прежнему используются по сей день. Египет также является родиной Университета Аль-Азхар, одного из старейших и самых уважаемых учреждений исламского образования во всем мире.

История древнего Египта

Плодородная почва позволяла заниматься земледелием, поэтому по берегам реки образовывались крестьянские поселки, которые затем объединялись в города. Таких городов было великое множество. Египет не сразу стал единым государством. Сначала долина Нила была раздроблена на мелкие государства.

За счет речного ила урожайность земель была настолько высокой, что сельское хозяйство стало основным видом деятельности. Подавляющее большинство людей в стране были крестьяне, которые брали у знати в аренду землю и возделывали ее. Благодаря значительным сельскохозяйственным излишкам активно развилась торговля. Это позволяло содержать население всей страны, исполнять прихоти знати, развивать науку и искусство.

История Египта поделена учеными на основные периоды:

  • древнее царство;
  • среднее царство;
  • новое царство;
  • поздний период.

Времена между этими периодами сопровождались гражданскими войнами или набегами врагов. Порядок в стране нарушался, пока не появлялся сильный и мудрый лидер и не приводил Египет в привычное, стабильное положение.

В 3100 году до нашей эры государство объединилось под властью одного человека и превратилось в одну из мощнейших цивилизаций за все время. Богатство страны привлекало многих врагов на эти земли. Это заставляло развивать армию для защиты и строительство для сооружения оборонительных укреплений. Также строительство пригодилось для возведения знаменитых пирамид и грандиозных храмов. Ведь религия для древнего Египта была крайне важна во всех слоях общества.

Верования древних египтян

Религиозные представления древних египтян формировались и менялись в течение более 3-х тысяч лет. Некоторые божества обретали большую значимость среди народа, а другие, наоборот, исчезали в забвении. Естественно, что многообразная египетская религия имела несколько направлений.

Фетишизм

Беспомощность перед силами природы и враждебными племенами привела мирных египтян к почитанию различных фетишей. Они верили, что неодушевленный объект — фетиш — имеет невероятную сверхъестественную силу, которая поможет справиться с любыми бедами. Загадочной силой мог быть наделен любой предмет: камень, талисман, оберег, предмет домашнего обихода. Самый древний фетиш — это лук и стрелы, помещенные в кожух. С помощью этих предметов почитали богиню Нейт.

Монотеизм

В этом религиозном направлении допускается вера только в одного бога. При этом возможно существование его разных мистических форм. В Египте монотеизм действовал в эпоху Эхнатона. Тогда жрецы имели непомерное влияние на все области жизни страны, претендовали на верховную власть. Фараон решил противостоять жреческому давлению и провел своеобразную религиозную реформу. Культ бога солнца был назначен государственной религией Египта.

Политеизм

Концепция верований, основанная на многобожии. Каждый бог отвечал за какое-то явление, событие или процесс. У египтян был огромный божественный пантеон — ученые насчитывают около 5000 богов и существ. Некоторым божествам поклонялись время от времени, другие почитались в отдельных районах страны. Были и такие боги, которых чтили всюду.

Тотемизм

Многие народы быстро переживали период тотемизма, но в древнем Египте тотемам поклонялись всегда и всюду. Чаще всего люди создавали идол животных. Приносили им дары, читали молитвы, просили защиты или урожая. В каждом городе боготворили свое животное. Самые известные и распространенные тотемы изготавливались в виде быка, коровы, змеи, крокодила, кошки, сокола.

Магия и мистика

Огромное количество богов, неразрывная связь религии со всеми сферами жизни человека требовала от жрецов постоянных доказательств присутствия божественных существ, их сил и влияния. Для этого пришлось разработать специальные ритуалы и обряды, создающие мистический эффект. Магические таинства совершались жрецами для излечения человека от болезни, во время похорон, для увеличения прибыли или урожая. На любой случай имелось необходимое заклинание, амулет, талисман.

Поклонение Нилу.

Отразились в религии и разливы Нила. Египтяне не бывали в верховьях реки и не знали действительных причин разливов. Они думали, что где-то в пещере сидит бог Нила и льёт из кувшина воду. От того, сколько он выльет воды, зависит их жизнь. Если подъём воды в реке будет незначительным, то поля, оставшись без орошения, превратятся в пустыню и в Египте начнётся голод.

Египтяне почитали Нил не меньше, чем почитали солнце. Они молили его прийти на поля.. Когда начинался разлив, в Египте был праздник, люди благодарили и прославляли Нил за то, что он услышал их мольбы и спас им жизнь. (Песня, прославлявшая Нил — см ниже.)

Сказания о воскресшем боге.

С запада и с востока к долине Нила подступают пустыни. Каждое лето перед разливом 50 дней подряд дует из пустыни горячий ветер — суховей. Он несёт жгучий, раскалённый песок. Люди и животные изнывают от духоты, слепнут от пыли. Растения вянут, под песком не видно зелени. Природа как будто умирает. Но вот прекращается суховей и начинает дуть освежающий ветерок с моря. Вся природа вновь оживает, как бы воскресает.

Отсюда ВОЗРШКЛО сказание об умершем и воскресшем боге природы. По этому сказанию, злой бог суховея — Сет пришёл из пустыни со своими 50 слугами. Он убил бога Осириса, помогавшего произрастать посевам. Однако так же, как воскресает природа, будто бы воскрес и Осирис.

Погребения в Египте.

Древние египтяне верили, что душа умершего вернётся в тело, если удастся его сохранить. Чтобы предохранить тело от разложения, искусные мастера вынимали из него мозг и внутренности, мочили его в соляном растворе и пеленали в белые ткани, пропитанные смолами. В жарком и сухом климате Египта такое тело не разлагалось, а высыхало., Эти высохшие тела называются мумиями. Сделать мумию стоило очень дорого, это было доступно только богатым рабовладельцам.

Для погребения рабовладельцев строили каменные гробницы, иногда в несколько комнат. На стенах гробницы рисовали поля с высокой, густой пшеницей и мастерские, в которых работали ремесленники. В гробницу клали сделанные из дерева или глины фигурки повара, пивоваров, носильщиков, надсмотрщика за рабами. Египтяне думали, что картины превратятся в настоящие поля и мастерские, а фигурки -в рабов, которые будут работать на умершего. Богачи хотели и после смерти остаться рабовладельцами.

В могилу крестьянина клали вместе с телом вырезанное из доски изображение человека. Оно должно было заменить мумию. Кроме того, возле покойника ставили горшок с пищей.

У рабов не было даже своих могил; умерших рабов зарывали в общей яме.

Погребения, обнаруженные археологами, показывают, как велики были различия в положении людей в Египте после установления в нём рабовладельческого строя,

ИЗ ПЕСНИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЙ НИЛ.

  • Слава тебе, Нил,
  • Идущий, чтоб Египет оживить.
  • Если медлит он, жизнь кончена,
  • Если гневен он, гроза по всей стране,
  • Великий и малый беднеют.
  • А восходит он — и ликует земля
  • И всё живое от радости.
  • Приносящий хлеба, обильный пищей.
  • Творящий всё прекрасное,
  • Ликуют тебе юноши и дети твои
  • И приветствуют тебя, как царя.
  • < ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО