Классическая музыка. Оперная, симфоническая, клавирная - Описание сайта
Меню сайта

Реклама

Реклама

Реклама



Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный”

Оркестр и хор Большого театра осваивают новую концертную площадку — на сцене зала «Зарядье» прозвучала оратория Прокофьева «Иван Грозный».

Ее сопровождал показ фрагментов из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна.

После первого звонка артисты собираются за кулисами в полной готовности выйти на сцену. В это же самое время солистка Большого театра Агунда Кулаева распевается у себя в гримерной до тех пор, пока в гости не зайдут дети — по семейной традиции пожелать удачи.

Этим вечером Агунде Кулаевой нужно перевоплотиться из невесты Ивана Грозного в ту, кто хочет согнать царя с престола. Сначала вдохновлять его на великие поступки, затем — предать. У нее две роли — одна за другой. Не раз исполняла эту ораторию, и всегда одни и те же ощущения.

«Мы не до конца понимаем историю, не до конца ее знаем и знаем ее только с одной стороны. И есть номера, в которых действительно хочется плакать и очень сопереживаешь музыке»,

— отметила ведущая солистка Большого театра, заслуженная артистка России Агунда Кулаева.

Оратория «Иван Грозный» числится в списке произведений Сергея Прокофьева, однако композитор никогда не создавал ее в том виде, в котором знает современный слушатель. Музыку на самом деле написал Прокофьев, но не в качестве оратории, а как сопровождение к фильму Сергея Эйзенштейна. Вместе они работали над трехсерийной эпопеей «Иван Грозный». Картина так и не была закончена. Написанная музыка тоже не была облачена ни в форму кантаты, ни в форму оратории. Прокофьев отказывался это делать.

Оратория, которая сейчас идет в репертуарах мировых оркестров, была создана советским дирижером Абрамом Стасевичем, который записал музыку к фильму. В его версии некоторые прокофьевские эпизоды пропущены, но добавлены цитаты из сценария Эйзенштейна. Для этого в ораторию введен чтец, который рассказывает историю жизни царя.

«Что интересно, как мне кажется, есть некая хронология в этой оратории. Не всегда номера построены или исполняются в той последовательности, как эта музыка звучит в фильме. Он выстроил все-таки какую-то хронологию развития. Драматургически выстроил, и все это идет к большому, мощному, по-настоящему прокофьевскому финалу»,

— поделился впечатлениями главный дирижер-музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев.

Музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев уже дирижировал версией Стасевича несколько лет назад в Берлине и даже записал диск. А это исполнение на сцене «Зарядья» синхронизировано с кадрами из фильма.

Анна Галинская, Новости культуры









Разделы

None

None

None


loversclassic.ru © 2010-2014