С любовью к балету. К году русского балета… Цикл

С ЛЮБОВЬЮ К БАЛЕТУ…
(тематический цикл)
1. БАЛЕРИНА
Тот, кто терпеньем свыше наделён,
Тот обречён в труде своём стать первым.
Н.С.
В пуантах ножку выгнула как пунт –
Настоянным вином изящность линий.
Ах, как тернист, как труден к славе путь,
Как нелегко в балете стать богиней.
И тем вкуснее славы совиньон,
Прекрасным фуэте восторг душевный…
Тот, кто талантом свыше наделён,
Тот обречён в изяществе быть первым!
____________________________________________
*Пунт – выемка на дне бутылки.
Натали САМОНИЙ,

2. ОСЕНЬ ВСТАЛА НА ПУАНТЫ…
Тучи – порванные банты –
Так похожие.
Цапля встала на пуанты,
Грустно клёкает:
– Через годик я вернусь,
Мои хорошие!
Пусть лягушкою в сердцах
Тоска не ёкает.
Осень встала на ПУАНТЫ –
К солнцу тянется.
В сердце ходики – куранты,
С грустью тикают.
Скоро пташек перелётных
Не останется…
Расставание дожди
Вот-вот накликают.
Натали САМОНИЙ

3. ИЮНЬСКИЙ БАЛЕТ
Пушатся одуванчики,
Ведь май сошёл на нет.
Бредут ветра-шарманщики,
А в воздухе – балет:
В пуантах тянут пальчики
Цветы один в один,
Сменили сарафанчики
На пачки балерин.
Пушинки одуванчиков
Блистательно кружат,
Движеньями заманчиво
Притягивая взгляд.
Поют ветра-шарманщики,
Июнь в балет влюблён.
Танцуют одуванчики
Воздушный па д’аксьон*!
_____________________________________
/
*Па даксьон. Па д’аксьон (франц. pas – шаг,
танец и action – действие), танец в балете.
Натали САМОНИЙ,

4. НОЯБРЬ
Измяты листопадные билеты,
Искусной осени разрушен мюзик-холл*:
Ни цирка, ни эстрады, ни БАЛЕТА…
Рассветный воздух леденящий, как ментол.
Не рукоплещут клёны и платаны,
На страсть эмоций не осталось больше сил.
И стихли сладкогласые фонтаны…
Гастроли осени ноябрь завершил.
Натали САМОНИЙ,

5.О ВРЕМЕНИ И ДРУЖБЕ
КрУжит бесконечно
Время-балерина,
Стрелочки в пуантах,
Сцена – циферблат.
Фуэте по кругу,
Мощь неоспорима,
Как в балете русском
Выверен талант:
Время без ошибок
Лучших выбирает!
Кто синоним дружбе,
В жизни не предаст.
…Всех секундной ножкой
Время вымеряет,
Проверяя сущность,
Кто на что горазд.
Натали САМОНИЙ,
10.09.2016 г.,

6. ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ…
Ещё чуть-чуть… Отстукивает время,
Что близок час ухода лета в Лету.
Заогнедышит лиственное племя –
Продолжит осень жизни эстафету.
Ещё чуть-чуть… Дыханьем индевелым
Окутаны под утро будут парки.
И солнце будет еле пожелтелым,
И без тепла… как звёздные фиалки.
Ещё чуть-чуть… Приблизит время зиму
И нА год канет осень тоже в Лету,
И станет в грусти мир подобен миму,
А снегопад – воздушному БАЛЕТУ.
Ещё чуть-чуть… И сменятся заставки,
Оставив зиму где-то в закулисье.
Сосулек вновь засветятся булавки,
Когда по цвету солнце будет лисье…
Ещё чуть-чуть… И снова будет лето!
И снова утро станет земляничным,
А поле в ковылях – длинноресничным…
Жизнь круглый год прекрасна для Поэта!
Натали САМОНИЙ,

7. МЕДУЗЫ
(загадка «Доскажи словечко»)
В белых пачках БАЛЕРИНЫ
Под водой порхают.
Ну а выше – субмарины
Мирно проплывают.
Меж балетом и водою
Крепкие есть узы:
Скрыта сцена под волною,
Пляшут здесь – …
(МЕДУЗЫ!)
Натали САМОНИЙ,

8. СВИНКА-БАЛЕРИНКА
Хрюшка Долли – мини-пиг,
Свинка-балеринка.
Носит шляпу и парик,
Ножки – не в ботинках,
Ведь копытца у неё
Будто бы пуанты…
В цирке Долюшка живёт,
У неё – таланты.
Но при этом – так скромна
Звёздная «царица».
Дивно хрюкает она –
Славная певица!
И пусть шея не тонка,
Талия – подавно,
У балетного станка
Долли так забавна!
Натали САМОНИЙ,

(загадка обычная)
Нет прекраснее картины,
Если птицы тут как тут:
В белых пачках балерины,
Нынче сценой – тихий пруд.
Шеи тянут грациозно,
Словно в небо, за звездой.
Не влюбиться – невозможно…
Только ножки под водой.
Яркий клюв – что цвет малины,
Что за птицы-балерины?
(ЛЕБЕДИ)
Натали САМОНИЙ

10. ОСЕННИЙ БАЛЕТ
В апельсиновых юбках
КружАт балерины –
Это листьев прощальный
Щемящий балет.
Раставанье – не шутка,
Горче летней рябины…
Будут реки хрустальны,
Стихнет водный кларнет.
В пачках цвета шафрана
ТанцОвщицы вьются:
Черенки у листочков,
Словно руки парят…
Солнце вновь – Несмеяна,
В грусть сады окунутся.
Осень выдохлась – точка…
Глянь, снежинки летят.
Натали САМОНИЙ,

2018 – год русского балета
В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиями из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют юбилеи великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.
2018 год не стал исключением из данного правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.
Правительство уже заявило о множестве мероприятий, которые будут проведены в 2018 году. Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы в 2018 году.
Из истории русской балетной школы
Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.
Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.
Следующий толчок в развитии российской балетной хореографии случился во времена Елизаветы Первой. В этот период Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.
После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.
Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который, хотя и придерживался традиций французской школы, внес в эту сферу творчества свежую нотку с истинно русским духом. В 19 столетии, когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году.
Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности, что позитивно сказалось на совершенствовании мастерства танцоров. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»
Не отказал в высоком покровительстве балету и следующий российский монарх, Николай I – этот вид сценического мастерства в период его правления продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых нужно упомянуть всемирно известные имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.
После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр 2018 года Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.
Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.
Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.
В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.
В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.
Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.
В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.
Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.
Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2018 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.
Правительственные инициативы к Году балета
Слова о том, что 2018 год будет посвящен российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею с рождения великого хореографа Мариуса Петипа, озвучила Ольга Голодец на Международном форуме, посвященном вопросам культуры. Зампред российского правительства возглавила заседание в стенах балетной Академии им. А.Вагановой и сообщила, что правительство решило приурочить новый год этому высокому искусству, чтобы вновь приковать внимание к русской балетной школе – как в стране, так и за ее пределами.
Для организации мероприятий и выработки общей концепции торжеств были приглашены балетные мастера французской и других мировых школ, в частности – из Марселя, являющегося родиной танцмейстера. Кроме того, Голодец отметила, что балетные мероприятия должны выйти за рамки ведомства, отвечающего за культуру – зампред правительства сообщила о планах подключить к разработке праздничной концепции и Минобразования России.
Такое решение было принято после проведения опроса. Оказалось, что большая часть школьников не знакома не только с творчеством Петипа, но и с именами великих русских танцовщиков и танцовщиц. Единственными знатоками имен и постановок оказались дети, живущие поблизости от Большого и Мариинского театров, а также юные дарования балетных школ. Итогом обсуждения, связанного с данным опросом, стала особая инициатива Минобразования.
Было решено провести мероприятия по популяризации балета во всех территориальных субъектах страны, включая общеобразовательные учреждения Сахалина и Камчатского края. Для реализации этой цели в 2018 году в программу по мировой культуре будут введены темы, раскрывающие исторические вехи в становлении и развитие русской балетной хореографии, а также повествующие о жизни и творческом наследии Мариуса Петипа. На уроки предлагается приглашать профессионалов балетной сцены, которые расскажут школьникам о важнейшей компоненте национальной культуры.
Кроме того, Академия балета предложила открыть мемориальную доску Мариуса Петипа. Ректор данного хореографического заведения – Николай Цискаридзе, – пообещал принять непосредственное участие в подготовке печатных материалов и проведении фестивальных мероприятий не только в Северной Пальмире и столице, но и в других городах. По его словам, 2018 год может поспособствовать не просто сохранению, но и приумножению балетного наследия страны. Для реализации заявленной цели Академия откроет филиал во Владивостоке.
Перечень запланированных мероприятий
Следствием правительственной инициативы стал целый ряд мероприятий, посвященных как балетному искусству, так и хореографу Петипа. Участниками действ и приглашенными гостями станут выдающиеся представители мировой и российской балетной школы. В числе мероприятий заявлены:
многочисленные постановки и творческие вечера. Например, на базе детских школ искусств будут организованы просветительские лекции-концерты и тематические вечера хореографии;
областные концерты учеников хореографических школ;
выставки тематического детского рисунка;
областные конкурсы детских балетных коллективов;
творческие лекции, сопровождающиеся просмотром фрагментов известнейших балетов;
книжно-иллюстративные выставки, приуроченные 200-летнему юбилею Петипа;
уроки и классные часы в общеобразовательных учреждениях, на которых школьникам расскажут о выдающихся достижениях русского балета и творчестве французского хореографа, который за свои успехи был удостоен подданства Российской империи;
петербургская выставка достижений балетной школы;
научная конференция, посвященная перспективам развития балетной хореографии, под названием»Мариус Петипа на мировой сцене»;
международная тематическая выставка «Петипа. Танцемания», которая будут проходить в Центральном выставочном зале «Манеж». Ее подготовят для поклонников балетной хореографии специалисты из Санкт-Петербургского государственного музея, проводящего экспозиции из жизни театрального и музыкального искусства;
гала-шоу, состоящее из балетных дивертисментов, заявленное на 2 июля 2018 года в стенах Государственной академической капеллы Северной Пальмиры;
масштабный концерт-балет на базе театров Санкт-Петербурга, в котором будут принимать участие как российские, так и зарубежные хореографы и танцовщики. Зрителям обещаны современные постановки и возрожденные балеты в лучших традициях школы прошлых веков;
балетные конкурсы общефедерального и международного значения;
международный фестиваль балетной хореографии «Мариинский»;
в московском Большом театре обещают продемонстрировать классическое виденье «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», которые пользуются неизменной любовью зрителя;
памятная акция и концерт в Марселе, в которой примут участие российские хореографы и артисты балетных школ и трупп;
торжественное мероприятие по переименованию одного из скверов Санкт-Петербурга в честь Мариуса Петипа;
балетные мастер-классы для желающих, которые будут организованы по всей стране.
Праздничные мероприятия стартуют уже в 2017 году, анонсируя программу на будущее и приглашая иностранных туристов посетить масштабное действо. Так, артисты балета Мариинского театра представили на подмостках вашингтонского театра Кеннеди Центра классическую постановку «Баядерка».
Подробную программу мероприятий и места их проведения можно будет отслеживать на официальном сайте Министерства культуры в разделе, посвященном культурной жизни регионов РФ, а также на порталах территориальных администраций. В итоге правительство надеется, что 2018 год напомнит россиянам о великих достижениях русского балета, и сделает этот вид искусства популярнее в широких массах, позволив насладится хореографической сказкой и волшебством не только давним ценителям высокого мастерства.
ИСТОЧНИК: