Трёхсложные размеры стиха урок литературы в 6 классе презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Слайд 1

Урок литературы в 6 классе.

Слайд 2

Повторим двусложные размеры стиха. ХОРЕЙ СТОПЫ ЯМБ Интонация нисходящая восходящая

Слайд 3

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

Слайд 4

Каким размером написана поэма? Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. («Евгений Онегин») ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ

Слайд 5

Трёхсложные размеры стиха. дактиль амфибрахий анапест

Слайд 6

Дактиль -греч. δάκτυλος «палец». ударный безударн. безударн. (длинный) (короткий) (короткий)

Слайд 7

Слайд 8

Амфибрахий — греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий. безударн. ударный безударн. (короткий) (длинный) (короткий)

Слайд 9

Повторим. дактиль нисходящая сходен с хореем амфибрахий интонация более ровная «золотая середина» анапест восходящая сходен с ямбом

Слайд 10

Слайд 11

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877)

Слайд 12

Сколько процентов в творчестве Некрасова занимают произведения, написанные трёхсложными размерами? Какой трёхсложный размер чаще использует поэт?

Слайд 13

«Железная дорога» Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит… С каким произведением Н.А. Некрасова мы познакомились в этом году? Вспомним первые строки.

Слайд 14

Слайд 15

Домашнее задание. девочки мальчики выбрать строки с женской рифмой с мужской рифмой Для вас подготовлена распечатка с шестью строками из разных произведений Некрасова, но каждый из вас должен выбрать только три. определить размер стиха; из учебника или дополнительной литературы подобрать ещё одно стихотворение с трёхсложной стопой и определить размер

Слайд 16

Повторим. мужская рифма ударный последний слог женская рифма ударный предпоследний слог

Слайд 17

МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ Мнемо́ника греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания.

Слайд 18

Д А М А 1 МЕСТО УДАРЕНИЕ НА ПЕРВЫЙ СЛОГ ДАКТИЛЬ

Слайд 19

Д А М А 2 МЕСТО УДАРЕНИЕ НА ВТОРОЙ СЛОГ АМФИБРАХИЙ

Слайд 20

Д А М А 3 МЕСТО УДАРЕНИЕ НА ТРЕТИЙ СЛОГ АНАПЕСТ

Слайд 21

Немного отдохнём. Послушайте романс и попробуйте на слух определить ритм стиха. Проверьте ваше чувство ритма.

Слайд 23

Каким размером написан текст ? ТРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

Слайд 24

Игра «Третий лишний» А.С. Пушкин «Зимнее утро». А.С. Пушкин «Пущину». Ф.И. Тютчев «Листья». Мороз и солнце; день чудесный! Мой первый друг, мой друг бесценный! Пусть сосны и ели//Всю зиму торчат…. ЯМБ ЯМБ АМФИБРАХИЙ

Слайд 25

Игра «Третий лишний». М.Ю. Лермонтов «Листок». А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила». Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся». АМФИБРАХИЙ ДАКТИЛЬ ЯМБ

Слайд 26

Игра «Третий лишний» Н.А. Некрасов «Дедушка». А.А. Фет «Морская даль во мгле туманной». Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист». ДАКТИЛЬ ЯМБ ЯМБ

Слайд 27

РЕФЛЕКСИЯ Начертите в тетради схему, которая выразит ваше отношение к сегодняшнему уроку. дактиль амфибрахий анапест непонятно ничего нового интересно не понравилось скучно увлекательно

Булату Окуджаве Странный гость побывал у меня в феврале. Снег занес мою крышу еще в январе, предоставив мне замкнутость дум и деяний. Я жила взаперти, как огонь в фонаре или как насекомое, что в янтаре уместилось в простор тесноты идеальной. Странный гость предо мною внезапно возник, и тем более странен был этот визит, что снега мою дверь охраняли сурово. Например — я зерно моим птицам несла. «Можно ль выйти наружу?» — спросила. «Нельзя»,- мне ответила сильная воля сугроба. Странный гость, говорю вам, неведомый гость. Он прошел через стенку насквозь, словно гвоздь, кем-то вбитый извне для неведомой цели. Впрочем, что же еще оставалось ему, коль в дому, замурованном в снежную тьму, не осталось для входа ни двери, ни щели. Странный гость — он в гостях не гостил, а царил. Он огнем исцелил свой промокший цилиндр, из-за пазухи выпустил свинку морскую и сказал: «О, пардон, я продрог, и притом я ушибся, когда проходил напролом в этот дом, где теперь простудиться рискую». Я сказала: «Огонь вас утешит, о гость. Горсть орехов, вина быстротечная гроздь — вот мой маленький юг среди вьюг справедливых. Что касается бедной царевны морей — ей давно приготовлен любовью моей плод капусты, взращенный в нездешних заливах». Странный гость похвалился: «Заметьте, мадам, что я склонен к слезам, но не склонны к следам мои ноги промокшие. Весь я — загадка!» Я ему объяснила, что я не педант и за музыкой я не хожу по пятам, чтобы видеть педаль под ногой музыканта. Странный гость закричал: «Мне не нравится тон ваших шуток! Потом будет жуток ваш стон! Очень плохи дела ваших духа и плоти! Потому без стыда я явился сюда, что мне ведома бедная ваша судьба». Я спросила его: «Почему вы не пьете?» Странный гость не побрезговал выпить вина. Опрометчивость уст его речи свела лишь к ошибкам, улыбкам и доброму плачу: «Протяжение спора угодно душе! Вы — дитя мое, баловень и протеже. Я судьбу вашу как-нибудь переиначу. Ведь не зря вещий зверь чистой шерстью белел — ошибитесь, возьмите счастливый билет! Выбирайте любую утеху мирскую!» Поклонилась я гостю: «Вы очень добры, до поры отвергаю я ваши дары. Но спасите прекрасную свинку морскую! Не она ль мне по злому сиротству сестра? Как остра эта грусть — озираться со сна средь стихии чужой, а к своей не пробиться. О, как нежно марина, моряна, моря неизбежно манят и минуют меня, оставляя мне детское зренье провидца. В остальном — благодарна я доброй судьбе. Я живу, как желаю,- сама по себе. Бог ко мне справедлив и любезен издатель. Старый пес мой взмывает к щеке, как щенок. И широк дивный выбор всевышних щедрот: ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. А вчера колокольчик в полях дребезжал. Это старый товарищ ко мне приезжал. Зря боялась — а вдруг он дороги не сыщет? Говорила: когда тебя вижу, Булат, два зрачка от чрезмерности зренья болят, беспорядок любви в моём разуме свищет». Странный гость засмеялся. Он знал, что я лгу. Не бывало саней в этом сиром снегу. Мой товарищ с товарищем пьет в Ленинграде. И давно уж собака моя умерла — стало меньше дыханьем в груди у меня. И чураются руки пера и тетради. Странный гость подтвердил: «Вы несчастны теперь». В это время открылась закрытая дверь. Снег всё падал и падал, не зная убытка. Сколь вошедшего облик был смел и пригож! И влекла петербургская кожа калош след — лукавый и резвый, как будто улыбка. Я надеюсь, что гость мой поймет и зачтет, как во мраке лица серебрился зрачок, как был рус африканец и смугл россиянин! Я подумала — скоро конец февралю — и сказала вошедшему: «Радость! Люблю! Хорошо, что меж нами не быть расставаньям!»

Нижеследующее — это попытка максимально просто описать, что такое стихотворный размер и какие основные размеры бывают. Многое из этого я написал раньше в комментариях, но потом (почему-то) подумал, что это может быть интересно еще кому-то.
Скорее всего, те кому это было интересно — и так все прекрасно знают. Однако, как говорили Энрико Ферми и Стивен Вайнберг, никогда не следует недооценивать удовольствие, которое мы получаем, услышав что-нибудь нам уже известное.
Дисклеймер: я не филолог и даже не поэт, так что этот пост — от любителя для любителей. Если кто-то из профессионалов или более продвинутых любителей исправит или дополнит — буду благодарен.
Сначала несколько элементарных вещей, упоминаю их просто для дальнейшего контекста.
У каждого слова есть определенное количество слогов, равное количеству гласных звуков. Внутри каждого слова есть ударение. Есть простые слова с одним ударением (оборОна), а есть сложные слова с несколькими ударениями (оборОноспосОбность). Сложных слов с несколькими ударениями мало, и в стихах они встречаются редко.
Что со всем этим делают писатели?
Ничего. Они составляют слова в предложения, редко заботясь о том, сколько слогов будет в каждом слове и где будут стоять ударения в словах. Поэтому у прозы никакого выраженного ритма нет. Просто монотонный накат волн на берег, музыкальный шум. Ценность прозы не в ритме, а в содержании. Бывают исключения, но они в нашем рассмотрении сейчас не важны.
А что с этим делают поэты?

1) Для них кроме смысла важен и так называемый «ритм” или «размер”. Можно считать эти слова синонимами. Ритм/размер – это просто периодичность ударений в тексте. А именно, количество слогов между ударениями. (Строго говоря, есть разные системы стихосложения. Здесь идет речь только о наиболее популярной в русском и многих других языках силлабо–тонической системе, от греческих слов «слог» и «ударение», которая и основана на такой периодичности.)
Можно представлять, что период – это колебание маятника или метронома в одну сторону (в физике это называется полупериодом, но это неважно, мы будем называть это периодом). Каждое колебание – это одно ударение или один стук. Период – это время между ударениями, или «единица стиха”, т.е. ударный слог + безударные слоги следующие за ним до следующего ударного слога.
Когда поэты собирают слова в строки, они следят за тем, сколько слогов у этих слов и на какие слога падают ударения. Они собирают слова в цепочки как в детских конструкторах, чтобы при такой стыковке у ударений в словах была периодичность, как у колебаний маятника. Другими словами, чтобы между ударениями в строке было фиксированное количество безударных слогов.
Для чего это делается – вполне понятно. Как и периоды/ритмы в музыке, ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне (собственно, стихосложение и родилось из песен). Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополнительные краски и чувства. К сожалению, многие начинающие поэты считают, что наличие ритма и рифмы – это единственные требования к стихам, но это уже другая история.
2) Периоды в стихах, как правило, бывают из двух, трех и четырех слогов. Период из двух слогов – значит есть ударный слог, потом безударный, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются два слога, в которых один слог будет ударным. Период из трех слогов – значит есть ударный слог, потом два безударных, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются три слога, в которых один слог будет ударным. Аналогично будет и с периодом из четырех слогов. Периоды из пяти и более слогов используются редко.
В одном периоде только одно ударение. Оно может приходиться на разные слоги в периоде, однако в рамках одного стихотворения ударение будет всегда на определенный слог в периоде: только на первый слог, или только на второй и т.д. Так делается для того, чтобы между ударениями было одинаковое расстояние. Ниже в пункте 4 эти периоды расписаны более подробно.
В стихосложении вместо «физического” слова период используется свое слово «стопа”. Это просто синоним слова период, ничего более. Ниже я буду употреблять «период” и «стопа” как синонимы. Любопытно, что одним из создателей теории стоп, как и вообще силлабо-тонического стихосложения в русском языке, является Ломоносов, который был и физиком, и филологом, и многим другим.
3) А теперь стоить обратить внимание на одно отличие ударений в стихах от ударений в прозе. Хотя у каждого слова и есть свое ударение, мы иногда в стихах эти ударения пропускаем. Например,
ШаганЭ ты моЯ, ШаганЭ…
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…
У слов «ты” и «мой”, если бы мы произносили их в прозе, были бы свои собственные ударения. Но в строках выше мы эти ударения пропускаем. Так сказать, закрываем на них глаза (или уши), игнорируем. Для чего мы это делаем? Чтобы у ударений в этих строках сохранялся период. В первой строке период состоит из трех слогов, во второй – из двух.
Вот и все основные идеи. Остальное – это просто разные виды такой периодичности, т.е. разное количество слогов в стопе и разные ударения внутри стоп.

4) Какие виды периодичности можно придумать? Это очень просто. Будем обозначать ударный слог как «1”, а безударный как «0” (обычно их обозначают как палочки и черточки, типа ‘ _ , или / — и т.д., но такие обозначения ИМХО менее удобны и наглядны):
1 1 1 1 1 1 …
10 10 10 10 …
01 01 01 01 …
100 100 100 …
010 010 010 …
001 001 001 …
1000 1000 1000 …
и так далее. Можно настучать эти мотивы на столе, выделяя ударный слог более сильным стуком. Все названия типа «ямб”, «хорей” и т.д. придуманы просто для того, чтобы не рисовать каждый раз ритмы, как они нарисованы выше, а называть их стандартными названиями.
1 1 1 1 1 1 … это Брахиколон (это и остальные названия размеров произошли от соответствующих греческих слов). Это редкий размер, в котором в стихотворении только слова из одного слога. У каждого слова будет свое ударение, т.е. все слоги в стихотворении будут ударными. Например, ДЕнь — нОчь, гОд прОчь. МИг — вЕк, бЫл — нЕт. В таком размере стихи писать сложно, и выглядит он слишком монотонно, хочется большего разнообразия.
10 10 10 10 …. это Хорей. Ударение упало на первый слог в строке, потом на третий, на пятый… т.е. на все нечетные слоги. Например, «БУря мглОю нЕбо крОет».
01 01 01 01 …. это Ямб. Ударение упало на второй слог, потом на четвертый, на шестой… т.е. на все четные слоги. Например, «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил». Весь Евгений Онегин написан ямбом (точнее – четырехстопным ямбом; что такое «четырехстопный”, см. ниже в пункте 5).
У хорея и ямба период одинаковый — два слога (поэтому эти размеры называются двухсложными или двухдольными), просто ударение падает на разные слоги в этом периоде. Ямб — самый простой и популярный размер в русском стихосложении.
Период важен только внутри одной строки. На периодичность при переходе с одной строки на другую мы внимания не обращаем. Что выросло, то выросло. Например, у «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил» строка заканчивается безударным слогом, а следующая строка тоже начинается с безударного слога, хотя в одной строке у ямба после безударного слога должен идти ударный. Это не проблема.
100 100 100 …. это Дактиль. Например, «КрУтится, вЕртится шАр голубОй».
010 010 010 … это Амфибрахий. Например, «СижУ за решЕткой в темнИце сырОй».
001 001 001 … это Анапест. Например, «ШаганЭ, ты моЯ ШаганЭ».
У дактиля, амфибрахия и анапеста периоды тоже одинаковые – три слога (поэтому эти размеры называются трехсложными или трехдольными).
1000 1000 1000….
0100 0100 0100….
0010 0010 0010….
0001 0001 0001….
Здесь сразу четыре разных случая, но все они называются одним словом Пеон и различаются названиями: «пеон с ударением на первом слоге” (или «первый пеон”), «пеон с ударением на втором слоге” (или «второй пеон”) и т.д. Например, «Не дУмай о секУндах свысокА. НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное». Это второй пеон.
Запоминать все эти названия не обязательно, хотя и просто, их совсем мало. Но в любом случае, главное это понимать общий принцип, а он очень простой.
Поэты выбирают размер не случайно. Определенный размер это не просто заданный ритм, но и заданное настроение, которое должно сочетаться с идеей и содержанием стихотворения. Ямб — сильное и энергичное звучание. Хорей — более мягкий и плавный. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест) — гибкие, близки к разговорной речи. Пеон — часто философский и задумчивый. Конечно, бывают и исключения.
Все это, кстати, к рифме не имеет никакого отношения. У стихов должен быть размер безотносительно к тому, белые они или рифмованные. У последних будет особенность только в том, что рифмоваться должны ударные слоги.

5) Теперь остается только добавить, что стихотворения также различают по количеству периодов (стоп) в строке. Двухстопный – значит две стопы в строке. Трехстопный – три строки. Четырехстопный – четыре и т.д. Количество стоп — это уточнение размера в дополнение к обычному названию размера, типа ямб или хорей. Про конкретные стихотворения говорят не просто «написано ямбом», а, например, написано «четырехстопным ямбом».
Вот несколько примеров, любезно предоставленных нашим постоянным спонсором Иосифом Бродским:
У попа была собака.
Оба умерли от рака.
— Две слога в стопе и ударение на первом слоге. Значит это хорей.
— Четыре ударения в строке, т.е. четыре стопы в строке. Значит это четырехстопный хорей.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
— Две слога в стопе и ударение на втором слоге. Значит это ямб.
— Четыре ударения в строке, значит это четырехстопный ямб.
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать
— Три слога в стопе и ударение на третьем слоге. Значит это анапест.
— Два ударения в строке, значит это двухстопный анапест.
Количество стоп в строке, как и длина стопы, также влияет на стиль стихотворения. Четырехстопные размеры (особенно четырестопный ямб) – самые популярные и богатые с точки зрения возможностей, могут применяться почти во всех случаях. Пятистопные и шестистопные – немного торжественные и эпические, присущи поэмам, драмам и сонетам. При этом у длинных строк — пятистопных и шестистопных — часто посередине делают небольшую паузу, так называемую «цезуру”. Она обычно уместна и по смыслу, и по ритму — сложно ведь прочитать длинную строку без пауз. В результате, длинная строка делится на две полустроки, а, например, шестистопный ямб будет звучать как трехстопный.
Суммируя, можно прийти к следующей иерархии «структурных единиц” в стихотворении: слог – стопа – строка – строфа. С точки зрения ритма и смыслового содержания, наиболее важная структурная единица это строка. В строфе обычно 4 строки, но может быть меньше или больше. Например, строфа сонета состоит из 14 строк, как и известная «Онегинская строфа» (иногда говорят, что строфа сонета состоит из нескольких «обычных” строф). В песнях строфы называются куплетами.
6) Как и во всех правилах, при определении размера бывают особые случаи. Например, какой размер у следующего стихотворения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана
Если поставить ударения так, как их и произносят в жизни, то получится
НочевАла тУчка золотАя
На грудИ утЕса-великАна
Какой это размер? Что-то непонятное… В таких случаях филологи добавляют «мнимые” ударения следующим образом:
НОчевАла тУчка зОлотАя
НА грудИ утЕса-вЕликАна
и, соответственно, называют это «хореем с пропусками ударений”. И даже придумали для этого специальное слово Пиррихий. Это встречается сплошь и рядом, особенно у двухсложных стоп, т.е. ямба и хорея. И понятно почему: мало у каких слов есть только одно или два слога, а значит в большинстве слов не получится выдерживать двухсложный ритм «ударение через одно”. А иногда бывает и противоположная ситуация: не пропускаются ударения, а добавляются дополнительные. Это называется Спондей.
Как в таких случаях определять размер? Добавить мнимые ударения или убрать лишние, чтобы получился постоянный период в каждой строке, как выше с золотой тучкой. И посчитать, что после этого получится.
7) Наконец, иногда размер в стихотворении может меняться, т.е. в разных строках он может быть разным. Обычно при этом сохраняется «тип” размера, т.е. длина стопы (например, ямб или хорей), но в разных строках будет разное количество стоп. Это нормально, просто такой прием. Он встречается, например, в баснях:
На Ель ворОна взОбралАсь,
ПозАвтракАть совсЕм уж сОбралАсь
— В первой строке четырехстопный ямб, во второй – пятистопный.
а также у нашего постоянного спонсора (у которого встречается все, что только можно придумать):
Я входИл вместо дИкого звЕря в клЕтку,
выжигАл свой срОк и кликУху гвоздЕм в барАке,
— В первой строке четырехстопный анапест, во второй – пятистопный.
Заодно, последние две строки иллюстрируют еще один особый случай: немного «грязный” размер, когда ритм/период выдерживается не вполне строго. Не просто отсутствующие или лишние ударения (как в пиррихии и спондее), а разное количество слогов в стопах. Но нашему спонсору это позволительно. Чередование и смешение размеров встречаются у него часто, но очень гармонично, он много и успешно экспериментировал. Нарушать правила надо уметь.
8) И, очень конспективно, о стихотворных размерах (тоже силлабо-тонических) в английском языке:
— «Размер» это metre (или meter в американском английском), а стопа — metric foot, что логично.
— Названия размеров звучат похоже: iambus, trochee, etc. Они образованы от тех же греческих слов, что в русском языке, но на английском произносятся в соответствии с особенностями английского языка.
— Названия для «двухстопный», «трехстопный» и т.д., в отличие от принципа этих названий на русском языке, тоже используются греческие, т.е. не twofeet или threefeet, а dimeter, trimeter, etc. При этом «шестистопный» на английском это hexameter. Наверное помните, что античные стихи это гекзаметры. И понятно почему, в античности стихи в основном писались шестистопным размером.
— Меньше строгость к соблюдению ритма, т.е. гораздо чаще, чем в русском языке, встречается «грязный» размер, когда количество слог в стопе непостоянно. Часто, но не всегда, такие места сглаживаются при чтении вслух за счет изменения произношения некоторых слов, а именно — проглатывания или растягивания некоторых слогов. Сначала это может казаться немного странным, нужно привыкнуть. Это не результат небрежности поэтов, просто такие особенности языка и его восприятия и произношения.
— Гораздо чаще встречаются белые стихи, чем в русском стихосложении. Например, большинство трагедий и комедий Шекспира написаны пятистопным нерифмованным ямбом (сонеты он писал в рифму).
Вот, собственно, и все. Теперь вам любая поэзия по плечу. Профит!

Даже высокая:
P.S. Рисунки предоставлены еще одним нашим спонсором, великолепным датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом.

Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)

«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)

ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)

«Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
(отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)